Зарядка аккумулятора автомобильная – Зарядка автомобильного аккумулятора: методы и правила зарядки

Содержание

как быстро и правильно полностью подзарядить батарею авто

Зарядное устройство для аккумулятораОдно из важнейших комплектующих автомобиля — это аккумулятор (сокращенно АКБ). Это приспособление накапливает электрический заряд и выдает нужный для запуска двигателя автомашины ток. В процессе движения автомобиля АКБ подзаряжается от генератора, но в большинстве случаев этого недостаточно. Поэтому нужно знать, когда требуется зарядка аккумулятора автомобиля.

С какой периодичностью заряжать АКБ

С течением времени аккумулятор, установленный на авто, теряет часть своего заряда. Это происходит по причине проводимости среды между его клеммами, из-за необходимости в постоянном питании сигнализации или внутренних утечкек в АКБ. Саморазряд батареи также увеличивается, если поверхность накопителя заряда загрязнена, часто это происходит при езде по пыльным дорогам. Поэтому стоит следить за отсутствием грязи на поверхности батареи.

Полностью заряженный и даже новый аккумулятор теряет часть своего заряда при каждом запуске авто. Особенно это заметно при пониженной температуре на улице в холодное время года. При температуре ниже нуля градусов по Цельсию емкость АКБ уменьшается, а вязкость масла в двигателе возрастает, так что крутить мотор стартеру становится гораздо труднее и на это тратится больше заряда. Восстановить этот заряд при движении машины полностью невозможно, так как генератор выдает недостаточное для полного заряда напряжение и таким образом заряжать АКБ нужно в достаточно долгих поездках.

Правильным решением будет подзаряжать батарею авто не реже одного раза в год перед холодами. При этом есть признаки, на которые стоит обратить внимание, чтобы знать, требуется ли подзарядка аккумулятора автомобиля:

  1. Способы зарядки аккумулятораНужно взглянуть на индикатор, расположенный на корпусе АКБ. Если он отличен от зеленого, то требуется срочно проверить плотность электролита и подзарядить батарею.
  2. Можно проверить мультиметром напряжение между клеммами присоединенного к бортовой сети машины аккумулятора. Если оно ниже 12 В, батарее требуется зарядка.
  3. При запуске автомобиля стартер крутится медленно, а лампочка внутри салона при этом гаснет, что тоже указывает на снижение работоспособности накопителя заряда.

Если указанных признаков нет — значит, внешним факторам АКБ разрядить не удалось и достаточно производить подзарядку один раз в год.

Напряжение и ток для заряда

Нужно знать, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством (сокращенно ЗУ), то есть, каким должно быть напряжение на клеммах при зарядке и какой величины ток должен подаваться с зарядника на вход АКБ. Существует два способа зарядки батареи:

  1. Постоянным током;
  2. При поддержке постоянного напряжения.

Предпочтительным будет способ зарядки постоянным током. При этом нужно помнить, что чем больше ток заряда, тем быстрее батарея зарядится полностью. Но при зарядке высоким током происходит ухудшение параметров аккумулятора, так как идет высокоинтенсивное кипение. Поэтому следует постепенно снижать ток заряда в течение работы. Автоматические зарядные устройства делают это без регулировки человеком.

При зарядке постоянным напряжением невозможно 100% наполнение батареи зарядом, а максимум до 80%.

Оценка работоспособности батареи

Понять, требуется ли батарее зарядка, можно несколькими способами. Иногда батарею требуется отключать ее от бортовой сети, а иногда нет:

  • Как зарядить аккумуляторДовольно точным является способ, при котором на незаведенной машине нужно включить габаритные огни и фары дальнего света и измерить напряжение на клеммах аккумулятора. Мощность лампы составляет около 50 Вт, то есть ток будет в пределах 10 ампер. При этом на батарее с достаточным зарядом будет напряжение на клеммах около 11,2 В. Если оно ниже 11 В, АКБ нужно зарядить.
  • Также можно измерить напряжение аккумулятора в момент запуска двигателя. При этом потребуется помощник, так как нужно поворачивать ключ зажигания, и в это же время измерять напряжение на клеммах АКБ. Правильно заряженная батарея будет в этот момент выдавать около 9,5 В.
  • Можно использовать нагрузочные вилки для более точной оценки работоспособности накопителя заряда. Они выпускаются как отдельные устройства — тестеры аккумуляторов. При подключении такого прибора он сам задает параметры протекающего тока через цепь разряда аккумуляторной батареи и показывает напряжение в вольтах. Оно должно быть от 9,9 до 10,5 В. Если вольтаж ниже — батарею нужно подзарядить.

Алгоритм действий при работе

Чтобы определиться, как заряжать аккумулятор зарядным устройством, нужно правильно подготовиться к этому. Стоит правильно выбрать зарядник и подготовить место работы. Выбор зарядного устройства — ответственное занятие, но можно выделить несколько основных правил для этого:

  1. Зарядное устройство для автомобильного аккумулятораЗарядное должно соответствовать АКБ. То есть обеспечивать подходящий для зарядки ток и напряжение.
  2. Оно должно работать с используемым типом батареи. Например, свинцовые аккумуляторы требуют специальных зарядников.
  3. Выбирать нужно также и в зависимости от глубины разряда. Для сильно разряженных батарей невозможно использовать автоматическое ЗУ, а только с ручным управлением.

Однако большинство водителей чаще всего использует простые автоматические зарядники. Для них также нужно соблюдать инструкцию по технике безопасности и придерживаться определённого порядка работы:

  1. Разряжен аккумулятор для автомобиляНе заряжать АКБ на заведенной автомашине, рекомендуется даже снимать его с машины для зарядки;
  2. Соблюдать полярность: красный провод зарядного устройства подключать к плюсовой клемме, черный — к минусовой;
  3. Сначала подключать ЗУ к батарее, потом включать устройство в сеть;
  4. Следить за током зарядки, при уменьшении тока до значений в 0,2 — 0,5 ампер нужно отключать ЗУ.
  5. Отключение производится в обратном порядке: сначала извлекается вилка из розетки 220 В, а потом снимаются клеммы с батареи.

Лучше сразу определиться, где зарядить аккумулятор автомобиля. Работа в гараже потребует долгого (порядка 10 часов) нахождения там, а при домашнем использовании люди подвергаются вредным газам, выделяющимся при кипении электролита. Поэтому следует выбирать некий компромисс, которым может быть обращение в специализированные компании, занимающиеся восстановлением аккумуляторных батарей, к тому же они могут править поврежденные источники питания.

Если аккумулятор полностью разрядился

Как зарядить устройство АКБ может полностью разрядиться, если долгое время с него поступало питание на элементы бортовой сети, при этом подзарядка с генератора не поступала. Это происходит, если долго пытаться завести авто или при забытых включенными фарах. В этом случае напряжение аккумулятора падает до предельного минимума и, чтобы зарядиться, ему потребуется ЗУ с ручной регулировкой и относительно долгое время зарядки.

Например, можно приблизительно определить, сколько заряжать аккумулятор автомобильный 60 АЧ при его полном разряде. Его следует заряжать током в 6 ампер, что соответствует десятой доле его емкости, такой совет дают профессионалы. При работе ток уменьшается, поэтому средний ток в течение зарядки будет на уровне 4 А. Поэтому полностью зарядить аккумулятор получится только за 15 часов, а для более полного восстановления допускается оставить его заряжаться до суток.

Техника безопасности

Прежде чем поставить аккумулятор на зарядку, нужно убедиться в выполнении всех требований безопасности. Их немного, но они очень важны:

  • Выбор зарядного устройства для аккумулятораНельзя использовать ЗУ с поврежденными проводами питания;
  • Подключать все устройства нужно в хорошо закрепленную, крепкую розетку;
  • Помещение, где идет работа, должно быть проветрено и иметь хорошую вентиляцию;
  • Необходимо периодически наблюдать за процессом зарядки;
  • Во время работы ЗУ в помещении нельзя допускать появления открытого огня и искр.

Правильная зарядка аккумулятора требует применения качественного оборудования и минимальных знаний и навыков. Приобретаются они достаточно быстро.

pochini.guru

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?

Срок службы автомобильного аккумулятора (далее АКБ) напрямую зависит от соблюдения режима его эксплуатации (нельзя допускать полного разряда). Поэтому периодически требуется делать подзарядку, используя внешнее зарядное устройство (ЗУ). Расскажем подробно, как выбрать оптимальный ток заряда в зависимости от емкости батареи, сколько времени необходимо на процесс, а также дадим другие полезные рекомендации по данной теме.

Зачем необходима подзарядка от внешнего ЗУ?

Зарядка АКБ в авто производится от электрогенератора. Но с целью защиты электрооборудования, напряжение, поступающее с этого устройства, ограничивается специальным реле-регулятором. В то время как для обеспечения полного заряда напряжение должно быть несколько выше. То есть, произвести 100% зарядку от электрогенератора не представляется возможным, что вынуждает время от времени использовать внешнее ЗУ.

Внешнее зарядное устройство для АКБВнешнее зарядное устройство для АКБ

В теплое время года такое положение некритично, завести авто можно даже от аккумулятора заряженного всего на четверть. Зимой ситуация резко меняется. Минусовая температура снижает емкость устройства (при сильных морозах может даже в половину), но кроме этого увеличится потребление тока из-за увеличения вязкости смазки в моторе. Эти факторы могут привести к тому, что двигатель не запустится, если заряд будет не полным.

Оценка степени зарядки

Это важный этап, позволяющий установить оптимальный ток зарядки и определить необходимое для процесса время. Проблема заключается в том, что произвести точное измерение остаточного заряда доступными способами практически невозможно. Но существуют методики, позволяющие произвести косвенную оценку состояния АКБ, перечислим их:

  • Измерение напряжение на аккумуляторе, не подключенном к нагрузке.
  • Измерение напряжения при помощи нагрузочной вилки.
  • Снятие показаний напряжения с подключенной в сеть автомобиля АКБ.
  • Определение заряда при помощи гидрометрического индикатора (при условии, что он имеется в оборудовании).

Кратко расскажем о каждой методике.

Измерение напряжения неподключенного аккумулятора

Снимать показания напряжения с батареи необходимо, когда она находится в состоянии покоя. Для этого необходимо выждать не менее 7 часов после демонтажа устройства с машины или отключения от ЗУ. Для установления уровня заряженности батареи производим сверку с  соответствующей таблицей.

Таблица для определения степени заряда ненагруженного аккумулятора по напряжениюТаблица для определения степени заряда ненагруженного аккумулятора по напряжению

Приведенные данные подходят для кислотных устройств на 24, 12 и 6 В любого типа, при условии соблюдения температурного режима в диапазоне 20°С – 25°С.

Измерение напряжения при помощи нагрузочной вилки

Чтобы не ждать шесть часов, можно снять показания напряжения воспользовавшись специальным прибором – нагрузочной вилкой. Как видно из схемы, это обычный вольтметр, зашунтированный резистором.

Внешний вид и упрощенная схема прибораВнешний вид и упрощенная схема прибора

Номинал сопротивления R1 зависит от емкости батареи, например, для 60 А*ч это 0,02 Ом. Такие приборы, как правило, универсальны, что позволяет проводить измерения на аккумуляторах различной емкости. К прибору прилагается таблица, позволяющая определить степень заряда, пример ее приведен ниже.

Таблица для определения степени заряда при помощи загрузочной вилкиТаблица для определения степени заряда при помощи загрузочной вилки

После подключения прибора показания можно снимать через 6-8 секунд.

Измерение напряжения с не отключенной АКБ

В том случае, когда нагрузочная вилка отсутствует, быстро оценить состояние батареи можно измерив на ней напряжение без отключения от внутренней сети машины. Для обеспечения необходимого уровня нагрузки потребуется включить фары дальнего света и зажечь габаритные огни (при выключенном моторе). В этом случае величина тока нагрузки будет около 10 Ампер. Заряд можно считать достаточным, если в процессе проверки напряжение не опустится ниже 11,2 Вольт (для устройств на 12 В).

В качестве альтернативы, используется метод снятия показаний в процессе запуска мотора. В этом случае при нормальном заряде прибор покажет 9,5 Вольт или больше. Если показания окажутся ниже, это говорит о критичной разрядке. Следовательно, требуется зарядка от внешнего ЗУ.

Заметим, что в последнем варианте низкие показания напряжения возможны при неисправном стартере.

Завершая тему об измерении напряжения на контактах батареи, следует обратить внимание на точность измерительного прибора. При определении уровня заряда мы оперируем десятыми долями вольта, следовательно, погрешность даже в один процент вызовет ошибку на порядок выше, то есть около 10%. Погрешностью в 5% увеличит такую ошибку до 50%, что делает оценку заряда вообще бессмысленной. Исходя из этого, желательно использовать приборы, у которых погрешность будет на уровне 0,1%.

Определение заряда при помощи гидрометрического индикатора

У некоторых батарей имеется специальный глазок, который называют гидрометрическим индикатором, с помощью которого можно оценить уровень заряда.

Аккумулятор ISTA c гидрометрическим индикаторомАккумулятор ISTA c гидрометрическим индикатором

Благодаря таким устройствам можно определить состояние заряда, не используя для этой цели никакие измерительные приборы, что довольно удобно и практично.

Внешний вид гидрометрических индикаторовВнешний вид гидрометрических индикаторов

Данное устройство устанавливается в одну из банок. Конструктивно оно представляет собой прозрачную трубку, именуемую световодом, в конце которой закреплена пластиковая втулка с негерметичной трубкой V – образной формы. Внутри последней располагается поплавок, окрашенный в зеленый цвет. Материал поплавка подобран так, чтобы он приобретал плавучесть при плотности 1,226 г/см3 и температуре 22°С. При таких условиях он виден через глазок, что говорит о заряде, превышающем 60% (А на рис. 7).

Рисунок 7. Устройство и принцип работы индикаторов зарядаРисунок 7. Устройство и принцип работы индикаторов заряда

При снижении заряда плотность электролита уменьшается, и поплавок тонет, скатываясь в одну из ножек. В этом случае глазок будет оставаться темным (В на рис.7). Это сигнализирует о том, что требуется подзарядка.

В том случае, когда уровень электролита опускается ниже допустимого (С на рис.7) наблюдатель в глазок увидит отраженный свет. Это означает, что необходимо добавить дистиллят.

У данного способа определения заряда есть два существенных недостатка:

  1. При морозе плотность электролита возрастает, соответственно, индикатор может отобразить нормальный уровень заряда, когда фактически он будет меньше нормы.
  2. Индикатор установлен в одну банку, поэтому отображает только ее состояние.

Ток и время зарядки

Чтобы определить время зарядки необходимо воспользоваться следующей формулой: .

При этом емкость должна указываться фактическая, а не полная, например, при 50% заряде устройства с емкостью 40 А*ч, в формулу следует вставлять значение 20 А*ч.

Производители рекомендуют производить зарядку током величиной на порядок меньшим полной емкости батареи. То есть, если эта величина составляет 40 А*ч, то Iзарядки должен быть 4 А (40*0,1).

Приведем пример расчета для АКБ 40 А*ч с зарядом 0%(менее 25%) и 50%. В первом случае мы получим (40/4)*1,4 = 14 часов. Во втором варианте – (20/4) * 1,4 = 7 часов.

Заметим, что на сильно разраженную батарею желательно подавать меньший ток, что соответственно приведет к увеличению времени процесса.

Напряжение выставлять нет необходимости, в ЗУ оно устанавливается автоматически в соответствии с типом устройства.

Как производить зарядку автомобильного аккумулятора?

Кратко распишем алгоритм действий:

  1. Подготовительный этап. Он начинается с чистки снятого АКБ, чтобы удалить с него грязь и кислотные остатки. Сделать это можно ветошью, смоченной в растворе соды.

Если устройство снабжено пробками, то выкручиваем их, это обеспечит выход для газов, образующихся в процессе.

Проверяем уровень заполнения электролитом, в том случае, если он ниже нормы, добавляем дистиллят.

  1. Подключение к внешнему ЗУ. Делать это необходимо в соответствии с маркировкой прибора и аккумулятора. Изменение полярности приведет к полной разрядке и может вывести ЗУ из строя. Соединительные провода должны быть, как минимум, Ø 1,3 мм, что соответствует сечению 1,0 мм2. Нельзя нарушать полярность при зарядке АКБНельзя нарушать полярность при зарядке АКБ
  2. Процесс зарядки. Распишем его подробно. Теоретически зарядка может производиться током, величина которого соответствует не достающей емкости. Например, если составляет 50% от 40 А*ч, то ток устанавливается величиной 20 А, после чего постепенно снижается вплоть до полной зарядки. На этом принципе работают автоматические ЗУ. Плюс таких устройств снижение времени процесса, серьезный минус – высокая стоимость.

Ручной режим требует большего времени. Принцип его расчета, как и тока зарядки, был расписан выше.

После расчетного времени, можно понизить ток до величины 0,6 А и оставить батарею заряжаться в этом режиме еще несколько часов. Такой способ гарантирует полную зарядку.

  1. По окончанию процесса, устанавливаем заряженную батарею на место и подключаем ее к внутренней сети машины.

Калькулятор времени зарядки аккумулятора

Советы и рекомендации от специалиста

Допускается производить зарядку, без  демонтажа батареи. Но в этом случае необходимо предварительно отключить от нее массу.

Необходимо использовать только соответствующие ЗУ, зарядки от телефонов и ноутбуков для этого не подходят. Правда последние теоретически можно использовать, если у них соответствует напряжение, но для этого во избежание КЗ потребуется установить ограничитель тока. Его роль может играть лампочка от фары, подключенная последовательно ЗУ. Сколько уйдет времени на зарядку несложно рассчитать, с учетом, что у таких устройств ток зарядки не превышает 2 А.

Производить зарядку на морозе нельзя, предварительно АКБ необходимо вынуть из машины и оставить на несколько часов в теплом помещении.

www.asutpp.ru

правильный выбор устройства и полезные советы

Если ваш аккумулятор проворачивает двигатель тяжело и медленно работает, независимо от того, забыли ли вы закрыть дверь зимой, оставили лампы включёнными на ночь, или же противоугонное устройство поглотило остатки электричества в гальваническом элементе, значит его необходимо дозарядить. Обычно блок питания не обязательно демонтировать из машины для зарядки, однако при полном или почти полном разряде, вам также понадобится и специальное ЗУ. В данном материале мы расскажем о том, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях и не повредить при этом его.

Краткое содержимое статьи:

Когда надо заряжать

Важно помнить, что в целом он может заряжаться двумя способами. Если ваш источник энергии ещё не слишком разряжен, его может и не понадобится вынимать из авто. Как раз в этом и состоит первый вариант дозарядки акб. Он стоит на своём месте, а генератор и мотор переключены в рабочий режим. В таком случае он зарядится автоматично. Процесс можно ускорить, выключив электрические приборы и увеличив обороты. Как же определить что автоматическим заряжанием не обойтись?

Начнём с поиска встроенного индикатора, который выглядит как некая “зелёная лампочка” и присутствует у большинства источников. Хотя на самом деле это буёк, находящийся в колбе и всплывающий при правильной концентрации и уровне электролита. Если его в колбе не видно, проверьте его и подзарядите гальванический элемент. Также неплохим вариантом является мультиметр, которым можно снять данные на клеммах. Если заряд полон, напряжение составит 12,6 вольт или более, если же он “пуст”, мультиметр покажет 10,5 вольт или около того. Самым же эффективным путем является использование нагрузочной вилки, она может показывать спад уровня напряжения под нагрузкой. Такая есть во всех автомагазинах, и проверить ваш, вероятней всего, будет бесплатно.

Если же ваш акб действительно разрядился, снимите его с авто и зарядите с помощью ПЗУ. В этом состоит второй путь. Этот способ особо удобен, так как ЗУ может само определять необходимый ток, а также сигнализирует про неправильную полярность подключения, а по окончании зарядки, автоматически ее прекращает. Именно о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством мы и поговорим дальше.

Приобретение зарядника

Определите, какая у вас батарея

Блоки питания нужны для получения бортовой системой постоянного напряжения (это может быть 3, 6, 12, или даже 24 вольта), поэтому и восстанавливать их надо при таком же. К тому же, хим элементы, участвующие в запасании электричества, могут быть абсолютно разными в разных моделях. Это значит, что перед тем, как выбрать ПЗУ, узнайте тип источника электроэнергии.

Обычно в характеристиках девайса указывается, для заряжания каких типов гальванических элементов он подходит. Процесс проходит с помощью электротока, равного 10% от ёмкости электронакопителя и продолжается до восстановления изначальных параметров. Исходя из этого, зарядное выбирайте учитывая его возможности по заряжаемому току и вместимости подключаемого акб.

Какой должен быть вид заряда

В этом вопросе нет ничего сложного. Подобрав правильный зарядной девайс, перед тем как заряжать автомобильный аккумулятор, убедитесь, что соблюдена полярность. “Плюс” к “плюсу”, “минус” к “минусу”. И только после этого включайте девайс в розетку. Если он автоматичный, больше ничего делать не надо, он сам подберет силу электричества и напряжение, а затем отключится по завершении процесса.

Если же вы восстанавливаете акб автомобиля зарядным устройством с ручным управлением, необходимо самостоятельно установить начальные рабочие настройки. Для заряжания используйте ток в 1/10 от номинальной ёмкости, которая указана на корпусе. Также, убедитесь что температура в комнате находится в пределах 20-25С. Дело в том, что при низких температурах дозаряжание занимает больше времени, так как реакция становится медленнее. Если же температура находится около нуля, его результат будет совсем незначительным. Поэтому, если на улице мороз, занесите батарею внутрь отапливаемого помещения и подождите несколько часов, пока электролит внутри не прогреется до нужного уровня.

Проверка работоспособности

Обычно работоспособность вашей батареи можно проверить в любом магазине запчастей бесплатно (чаще всего). Если же ехать к магазину далеко, и зарядка аккумулятора автомобиля происходит в домашних условиях, то есть несколько способов проверить его работоспособность.

С использованием мультиметра

Этот прибор часто используют, чтобы проверить “рабочесть”. Небольшая рекомендация: используйте модель с цифровым экраном, она легче и удобнее. Происходит это так:

  1. Подключите дроты мультиметра;
  2. Поставьте его на замер электрического напряжения с отметкой 20В;
  3. Установите щупы проводов на электроклеммы блока питания, красный на положительную, чёрный на отрицательную;
  4. Снимите показатели.

Важно перед тем, как начать проверку, выключить ключ зажигания. О показаниях: если они меньше 12,7В, акб неполон. Если же они находятся около 11,7В, источник энергии нуждается в срочном восстановлении, ведь так он не сможет запустить мотор.

На работающем двигателе

Сначала замерим напряжение при включенном двигателе. В норме, результаты должны быть в области 13,5-14В. Если же оно больше 14В, это признак низкого заряда и усиленной работы генератора. Однако не стоит оценивать степень заряженности только по показателям, на самом деле здесь играет роль еще и температура. К примеру, в холода оно может расти, поскольку возможна разрядка за ночь из-за пониженной температуры. Или же, электроника из-за нее может увеличивать ток на гальванический элемент, если есть функция отслеживания температуры воздуха.

Повышенные показы не обязательно свидетельствуют о неисправности. Если с электроникой все в порядке, то через 5 или 10 минут она сама вернет все в норму. Но если этого не случается и они не возвращаются в пределы обычного, это грозит перезарядом, в таком случае устройство будет работать в усиленном режиме и электролит может выкипеть.

Если при замере на работающем моторе напряжение меньше 13-13,4 В, это говорит о том что восстановление происходит не полностью. Паниковать в таком случае не стоит, так как оно может падать из-за других включенных электроприборов. Выключите все что потребляет энергию и замерьте еще раз.

Если электрооборудование машины работает нормально, после этого мультиметр покажет от 13,5 до 14В. Показания ниже этой нормы свидетельствуют о том что генератор вашего авто не работает. Также пониженные показания могут говорить об окислении контактов. Если на них есть налет, почистите их с помощью шкурки.

Также, когда двигатель включен, а электроприборы выключены, напряжение будет в области 13,6В. Теперь, если по очереди включать фары ближнего света, музыкальный проигрыватель, кондиционер и другие потребители, оно каждый раз должно слегка падать (около 0,1-0,2В). Если же оно падает значительно, это может говорить про то, что электрогенератор работает не на полную мощность, а еще про износ щеток.

На неработающем двигателе

При взятии показателей с неработающего мотора, результаты менее 11,8-12В — это признак разряда, то есть, ваша машина может не завестись и, вероятно, придется ее “прикуривать” от другого авто. Норма — показатели в области 12,5 до 13В.

Немного “народной мудрости”: значение 12,9В означает 90% заряда, 12,5В — 50%, 12,1В — 10%, ну и так далее, в пределах диапазона 12-13В. Это весьма приблизительный путь, но много раз проверенный.

И еще одна тонкость: если вы замерили электронапряжение сразу после того как выключили мотор, не исключено что на следующий день показатель останется тем же. Лучше всего делать замеры уже перед поездкой. Если уровень заряда аккумулятора высокий, то в течение работы за несколько дней оно снизится лишь слегка, а если низкий — показания будут падать гораздо быстрее.

С нагрузочной вилкой

Наиболее точный способ проверить уровень батареи вашей автомашины. Как раз исходя из результатов такой проверки, можно с уверенностью говорить заряжен ли гальванический элемент. Состоит в подключении вилки с соблюдением полярности на 5 секунд. Сначала показания будут в области 12-13В, под конец они должны быть больше 10В. Это будет свидетельствовать о том что накопитель заряжен и может работать с нагрузкой.

Настройка ЗУ

Главный параметр, который выставляется перед тем, как начать — сила зарядного тока. Рекомендуется выставлять ее в 10% от номинальной для кислотных (для примера, если электроемкость источника энергии составляет 72 часа, его следует выставлять в 7,2А, либо меньше). Для гелевых/AGM (необслуживаемых) — до 25%. Зарядку для автомобильного аккумулятора рекомендуют проводить при минимальной силе. Это более длительный путь, однако помогает ему восстановить емкость в более полном объеме и защищает от сульфатации пластин и закипания электролита. Это наиболее безопасный путь.

Восстанавливать его в более сильном режиме, наоборот, не советуется, так как это может привести к преждевременному износу внутренних частей и сократит срок его службы.

Зарядное устройство или генератор

При нормальной эксплуатации надобности использовать зарядник нет. Обычно электроэнергия восстанавливается во время езды, и такой заряд наиболее правильный для автомобильного аккумулятора. Работа ЗУ состоит в его восстановлении, причем даже не обязательно полном, оставшуюся часть восполнит электрогенератор. Чтобы избежать “закипания”, зарядник прервет работу на 14,4В и перейдет в режим подзарядки. Это обычно не способно зарядить автомобильный аккумулятор целиком, однако второй из упомянутых приборов может дозаряжать ее в порядке постоянной поддержки.

Исходя из настроек электроснабжения авто, нужная область находится между 13,8 и 14,5В. Сила заряжания зависит от внутреннего сопротивления накопителя в текущий момент и снижается пропорционально того, как напряжение на клеммах приближается к таковому у электрогенератора. То есть, зарядник работает в соответствии со своей программой, а от генератора батарея забирает в точности столько, сколько ей надо. Поэтому, он справляется лучше чем ПЗУ.

Полезные советы

  • Когда электролит начнет “кипеть”, подождите около 10 или 15 минут, затем выключите ПЗУ. Впрочем, у некоторых из современных пуско-зарядных устройств есть функция автоматического отключения;
  • Если блок питания полностью опустошён, желательно подобрать минимальный уровень заряжающего тока (4А – 6А), если ПЗУ это позволяет. В таком случае пусть процесс и займёт много времени (около 12 часов), но энергия восстановится намного лучше, чем если бы вы использовали “быстрый” режим подзарядки;
  • Во время дозаряда ПЗУ переключится в буферный режим. В этом случае саморазряд возможно компенсировать заряжающим электричеством. То, как долго вы будете его использовать, практически ничем не ограничено, его использование часто бывает жизненно важным для элемента электропитания, особенно старых моделей и позволяет восстановить емкость и электрическое сопротивление. Полностью дозарядив, и оставив его в этом режиме, вы можете не беспокоиться о возможном выкипании;
  • Обязательно промойте и просушите его после отсоединения от ЗУ. Обусловлено это тем, что на корпус может попасть кислота и повредить поверхность, вследствие чего ток будет пропускаться через поверхность и скорость разряжения увеличится. Можно сделать замеры крышки блока электропитания, и если они отлично от нуля, значит электричество пропускается и стоит промыть его раствором соды.

Снимать ли батарею для того, чтобы зарядить?

Как снять с автомашины источник питания, знают все автолюбители, однако если отключить ее от него полностью, для него это может стать тем еще испытанием. Возможны:

  • обнуление настроек климат-контроля в салоне;
  • сброс памяти ОЗУ;
  • блокировка звуковой системы, из-за чего ее придется полностью перенастраивать.

И другие неприятности, т.к. электрооборудование каждой машины в таких случаях ведет себя по-своему. Многие автолюбители не желают решать данные трудности каждый раз после заряжания, поэтому стоит вопрос: есть ли способ обойтись без снятия акб?

Подключение источников

Таким вариантом часто пользуются электрики:

  1. Возьмите батарею на 12В, которая при этом достаточно заряжена, чтобы автономно поддерживать систему автомобиля;
  2. Специальными проводами параллельно подключите ее к электроклеммам автомобиля;
  3. Затем отключите главный блок питания.

Использование подмены — очень простой и удобный путь дозарядить ваш накопитель, не обнуляя при этом настройки электроприборов. Недостаток этого варианта состоит в том, что не у всех автолюбителей есть запасной прибор и провода для параллельного подключения.

Зарядка акб без снятия зажимов

Поскольку не каждый может себе позволить использовать первый вариант, многие автолюбители задумываются о том, можно ли заряжать накопитель, не снимая с него клемм. Мнения по поводу этого способа дозарядки весьма различаются: в то время как одни говорят что все прошло как по маслу, другие жалуются на серьёзные проблемы, возникшие в результате.

Мы же можем посоветовать обратить внимание на перенапряжение. Если превысить максимальный показатель напряжения автомобильного электрооборудования, оно может полностью выйти из строя и вам понадобится покупать замену. У каждой модели оборудования есть свой показатель максимального электронапряжения, которое она может перенести. Лучше всего, если вы найдете минимальное значение среди всех систем электроники своей машины. В среднем, большинство автомобильных устройств выдерживает перенапряжение до области 15,3-15,7В. На основании информации про параметры исходящего электричества из тех паспорта ПЗУ и можно рассчитать, сработает ли это с конкретно вашей системой или нет.

Правила безопасности при зарядке акб без снятия зажимов
  • Подключите клеммы с ЗУ к ак. По завершении, сначала снимите их, а потом выключайте прибор из розетки;
  • Электроклеммы к накопителю подключайте в таком порядке: сначала “плюс”, потом “минус”. При отключении порядок обратный;
  • Отключите все бортовые приборы, что могут потреблять электричество, также выньте ключ из замка;
  • Проследите чтобы контакты проводов не касались кузова и других поверхностей, что могут сыграть роль “массы”;
  • Помещение следует хорошо проветривать, также нужно следить за процессом заряжания.

Поделитесь с друзьями 😉  

tehnikaportal.ru

Как самостоятельно зарядить аккумулятор автомобиля

Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

Любой автомобилист должен знать как и чем зарядить аккумулятор своего автомобиля

Необходимость правильной зарядки автомобильного аккумулятора

Содержание статьи

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от генератора автомобиля.

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос:  как зарядить аккумулятор автомобиля. Производится данная операция зарядными устройствами. Но перед описанием процесса зарядки аккумулятор, разберемся, какие бывают аккумуляторы на машинах, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования, правила зарядки автомобильного аккумулятора и что не следует делать при выполнении операции.

Видео: Взрыв аккумулятора

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие — отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая  реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ  в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

Виды аккумуляторных батарей

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.

Так устроен аккумулятор автомобиля

У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Гелевые аккумуляторы появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

Читайте также: Какой аккумулятор лучше для автомобиля. Рейтинг аккумуляторов.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

В дальнейшем будем рассматривать правильную зарядку аккумулятора на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.

Зарядное устройство для аккумулятора

Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии. Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост. Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-15 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители. Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Особенности зарядки аккумулятора автомобиля

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ — это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения — это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

Подготовительные работы

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

Как зарядить аккумулятор автомобиля? Процесс зарядки

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

Видео: Как зарядить автомобильный аккумулятор

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами:

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости. При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.

Читайте также: Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

Проверка напряжения аккумулятора

После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки. Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль. Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку. В принципе, вот и все, что нужно и важно знать для зарядки аккумулятора своего автомобиля.

avtomotoprof.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о