Вл провода – » :

Воздушные и кабельные линии электропередачи

Содержание страницы

1. Воздушная линия электропередачи

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) – устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам с защитной изолирующей оболочкой (ВЛЗ) или неизолированным проводам (ВЛ), находящимся на открытом воздухе и прикрепленным с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и линейной арматуры к опорам или другим инженерным сооружениям (мостам, путепроводам). Главными элементами ВЛ являются:

  • провода;
  • защитные тросы;
  • опора, поддерживающая провода и торосы на определенной высоте над уровнем земли или воды;
  • изоляторы, изолирующие провода от тела опоры;
  • линейная арматура.

За начало и за конец воздушной линии принимают линейные порталы распределительных устройств. По конструктивному устройству ВЛ делятся на одноцепные и многоценные, как правило 2-цепные.

Обычно ВЛ состоит из трех фаз, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением выше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов (одной цепи) (рис. 1), на опорах двухцепных ВЛ подвешивают шесть проводов (две параллельно идущие цепи). При необходимости над фазными проводами подвешивается один или два грозозащитных троса. На опорах ВЛ распределительной сети напряжением до 1 кВ подвешивается от 5 до 12 проводов для электроснабжения различных потребителей по одной ВЛ (наружное и внутреннее освещение, электросиловое хозяйство, бытовые нагрузки). ВЛ напряжением до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом.

одноцепная воздушная линия ВЛ 220 кВ

двухцепная воздушная линия ВЛ 220 кВ

Рис. 1. Фрагменты ВЛ 220 кВ: а – одноцепной; б – двухцепной

Провода воздушных линий электропередачи в основном изготавливаются из алюминия и его сплавов, в некоторых случаях из меди и ее сплавов, выполняются из холоднотянутой проволоки, обладающей достаточной механической прочностью. Однако наибольшее распространение получили многопроволочные провода из двух металлов с хорошими механическими характеристиками и относительно невысокой стоимостью. К проводам такого типа относятся сталеалюминиевые провода с отношением площадей поперечного сечения алюминиевой и стальной части от 4,0 до 8,0. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов показаны на рис. 2, а конструктивные параметры ВЛ стандартного ряда напряжений приведены в табл. 1.

Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов на опорах

Рис. 2. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов на опораха – треугольное; б – горизонтальное; в – шестиугольное «бочкой»; г – обратной «елкой»

Таблица 1. Конструктивные параметры воздушных линий

Номинальное

напряжение ВЛ, кВ

Расстояние между

фазными проводами, м

Длина

пролета, м

Высота

опоры, м

Габарит

линии, м

Менее 1 0,5 40 – 50 8 – 9 6 – 7
6 – 10 1,0 50 – 80 10
6 – 7
35 3 150 – 200 12 6 – 7
110 4 – 5 170 – 250 13 – 14 6 – 7
150 5,5 200 – 280 15 – 16 7 – 8
220 7 250 – 350 25 – 30 7 – 8
330 9 300 – 400 25 – 30 7,5 – 8
500 10 – 12 350 – 450 25 – 30 8
750 14 – 16 450 – 750 30 – 41 10 – 12
1150 12 – 19 33 – 54 14,5 – 17,5

Для всех приведенных вариантов расположения фазных проводов на опорах характерно несимметричное расположение проводов по отношению друг к другу. Соответственно это ведет к неодинаковому реактивному сопротивлению и проводимости разных фаз, обусловленных взаимной индуктивностью между проводами линии и как следствие к несимметрии фазных напряжений и падению напряжения.

Для того чтобы сделать емкость и индуктивность всех трех фаз цепи одинаковыми, на линии электропередачи применяют транспозицию проводов, т.е. взаимно меняют их расположение друг относительно друга, при этом каждый провод фазы проходит одну треть пути (рис. 3). Одно такое тройное перемещение называется циклом транспозиции.

транспозиция участков воздушной линии электропередачи

Рис. 3. Схема полного цикла транспозиции участков воздушной линии электропередачи: 1, 2, 3 – фазные провода

Транспозицию фазных проводов воздушной линии электропередачи с неизолированными проводами применяют на напряжение 110 кВ и выше и при протяженности линии 100 км и больше. Один из вариантов монтажа проводов на транспозиционной опоре показан на рис. 4. Следует отметить, что транспозицию токопроводящих жил иногда применяют и в КЛ, кроме того современные технологии проектирования и сооружения ВЛ позволяют технически реализовать управление параметрами линии (управляемые самокомпенсирующиеся линии и компактные воздушные линии сверхвысокого напряжения).

Транспозиционная опора

Рис. 4. Транспозиционная опора

Провода и защитные тросы ВЛ в определенных местах должны быть жестко закреплены на натяжных изоляторах анкерных опор (концевые опоры 1 и 7, устанавливаемые в начале и конце ВЛ, как это показано на рис. 5 и натянуты до заданного тяжения. Между анкерными опорами устанавливают промежуточные опоры, необходимые для поддержания проводов и тросов, при помощи поддерживающих гирлянд изоляторов с поддерживающими зажимами, на заданной высоте (опоры 2, 3, 6), устанавливаемые на прямом участке ВЛ; угловые (опоры 4 и 5), устанавливаемые на поворотах трассы ВЛ; переходные (опоры 2 и 3), устанавливаемые в пролете пересечения воздушной линией какого-либо естественного препятствия или инженерного сооружения, например, железной дороги или шоссе.

Эскиз воздушной линии электропередачи

Рис. 5. Эскиз воздушной линии электропередачи

Расстояние между анкерными опорами называют анкерным пролетом воздушной линии электропередачи (рис. 6). Горизонтальное расстояние между точками крепления провода на соседних опорах называется длиной пролета

L. Эскиз пролета ВЛ показан на рис. 7. Длину пролета выбирают в основном по экономическим соображениям, кроме переходных пролетов, учитывая, как высоту опор, так и провисание проводов и тросов, а также количество опор и изоляторов по всей длине ВЛ.

Эскиз анкерного пролета ВЛ

Рис. 6. Эскиз анкерного пролета ВЛ: 1 – поддерживающая гирлянда изоляторов; 2 – натяжная гирлянда; 3 – промежуточная опора; 4 – анкерная опора

Наименьшее расстояние по вертикали от земли до провода при его наибольшем провисании называют габаритом линии до земли – h. Габарит линии должен выдерживаться для всех номинальных напряжений с учетом опасности перекрытия воздушного промежутка между фазными проводами и наиболее высокой точкой местности. Также необходимо учитывать экологические аспекты воздействия высоких напряженностей электромагнитного поля на живые организмы и растения.

Наибольшее отклонение фазного провода

fп или грозозащитного троса fт от горизонтали под действием равномерно распределенной нагрузки от собственной массы, массы гололеда и давления ветра называют стрелой провеса. Для предотвращения схлёстывания проводов стрела провеса троса выполняется меньше стрелы провеса провода на 0,5 – 1,5 м.

Конструктивные элементы ВЛ, такие как фазные провода, тросы, гирлянды изоляторов обладают значительной массой поэтому силы действующие на одну опору достигает сотен тысяч ньютон (Н). Силы тяжения на провод от веса провода, веса натяжных гирлянд изоляторов и гололедных образований направлены по нормали вниз, а силы, обусловленные ветровым напором, по нормали в сторону от вектора ветрового потока, как это показано на рис. 7.

Эскиз пролета воздушной линии электропередачи

Рис. 7. Эскиз пролета воздушной линии электропередачи

С целью уменьшения индуктивного сопротивления и увеличения пропускной способности ВЛ дальних передач используют различные варианты компактных ЛЭП, характерной особенностью которых является уменьшенное расстояние между фазными проводами. Компактные ЛЭП имеют более узкий пространственный коридор, меньший уровень напряженности электрического поля на уровне земли и позволяют технически реализовать управление параметрами линии (управляемые самокомпенсирующиеся линии и линии с нетрадиционной конфигурацией расщепленных фаз).

2. Кабельная линия электропередачи

Кабельная линия электропередачи (КЛ) состоит из одного или нескольких кабелей и кабельной арматуры для соединения кабелей и для присоединения кабелей к электрическим аппаратам или шинам распределительных устройств.

В отличие от ВЛ кабели прокладываются не только на открытом воздухе, но и внутри помещений (рис. 8), в земле и воде. Поэтому КЛ подвержены воздействию влаги, химической агрессивности воды и почвы, механическим повреждениям при проведении земляных работ и смещении грунта во время ливневых дождей и паводков. Конструкция кабеля и сооружений для прокладки кабеля должна предусматривать защиту от указанных воздействий.

Прокладка силовых кабелей в помещении и на улице

Рис. 8. Прокладка силовых кабелей в помещении и на улице

По значению номинального напряжения кабели делятся на три группы: кабели низкого напряжения (до 1 кВ), кабели среднего напряжения (6…35 кВ), кабели высокого напряжения (110 кВ и выше). По роду тока различают кабели переменного и постоянного тока.

Силовые кабели выполняются одножильными, двухжильными, трехжильными, четырехжильными и пятижильными. Одножильными выполняются кабели высокого напряжения; двухжильными – кабели постоянного тока; трехжильными – кабели среднего напряжения.

Кабели низкого напряжения выполняются с количеством жил до пяти. Такие кабели могут иметь одну, две или три фазных жилы, а также нулевую рабочую жилу N и нулевую защитную жилу РЕ или совмещенную нулевую рабочую и защитную жилу PEN.

По материалу токопроводящих жил различают кабели с алюминиевыми и медными жилами. В силу дефицитности меди наибольшее распространение получили кабели с алюминиевыми жилами. В качестве изоляционного материала используется

кабельная бумага, пропитанная маслоканифольным составом, пластмасса и резина. Различают кабели с нормальной пропиткой, обедненной пропиткой и пропиткой нестекающим составом. Кабели с обедненной или нестекающей пропиткой прокладывают по трассе с большим перепадом высот или по вертикальным участкам трассы.

Кабели высокого напряжения выполняются маслонаполненными или газонаполненными. В этих кабелях бумажная изоляция заполняется маслом или газом под давлением.

Защита изоляции от высыхания и попадания воздуха и влаги обеспечивается наложением на изоляцию герметичной оболочки. Защита кабеля от возможных механических повреждений обеспечивается броней. Для защиты от агрессивности внешней среды служит наружный защитный покров.

При изучении кабельных линий целесообразно отметить сверхпроводящие кабели для линий электропередачи в основу конструкции которых положено явление сверхпроводимости. В упрощенном виде явление сверхпроводимости в металлах можно представить следующим образом. Между электронами как между одноименно заряженными частицами действуют кулоновские силы отталкивания. Однако при сверхнизких температурах для сверхпроводящих материалов (а это 27 чистых металлов и большое количество специальных сплавов и соединений) характер взаимодействия электронов между собой и с атомной решеткой существенно видоизменяется. В результате становится возможным притягивание электронов и образование так называемых электронных (куперовских) пар. Возникновение этих пар, их увеличение, образование «конденсата» электронных пар и объясняет появление сверхпроводимости. С повышением температуры часть электронов термически возбуждается и переходит в одиночное состояние. При некоторой так называемой критической температуре все электроны становятся нормальными и состояние сверхпроводимости исчезает. То же происходит и при повышении напряженности

магнитного поля. Критические температуры сверхпроводящих сплавов и соединений, используемых в технике, составляют 10 — 18 К, т.е. от –263 до –255°С.

Первые проекты, экспериментальные модели и опытные образцы таких кабелей в гибких гофрированных криостатирующих оболочках были реализованы лишь в 70—80-е годы XX века. В качестве сверхпроводника использовались ленты на основе интерметаллического соединения ниобия с оловом, охлаждаемые жидким гелием.

В 1986 г. было открыто явление высокотемпературной сверхпроводимости, и уже в начале 1987 г. были получены проводники такого рода, представляющие собой керамические материалы, критическая температура которых была повышена до 90 К. Примерный состав первого высокотемпературного сверхпроводника YBa2Cu3O7–d (d < 0,2). Такой сверхпроводник представляет собой неупорядоченную систему мелких кристаллов, имеющих размер от 1 до 10 мкм, находящихся в слабом электрическом контакте друг с другом. К концу XX века были начаты и к этому времени достаточно продвинуты работы по созданию сверхпроводящих кабелей на основе высокотемпературных сверхпроводников. Такие кабели принципиально отличаются от своих предшественников. Жидкий азот, применяемый для охлаждения, на несколько порядков дешевле гелия, а его запасы практически безграничны. Очень важным является то, что жидкий азот при рабочих давлениях 0,8 — 1 МПа является прекрасным диэлектриком, превосходящим по своим свойствам пропиточные составы, используемые в традиционных кабелях.

Технико-экономические исследования показывают, что высокотемпературные сверхпроводящие кабели будут более эффективными по сравнению с другими видами электропередачи уже при передаваемой мощности более 0,4 — 0,6 ГВ·А в зависимости от реального объекта применения. Высокотемпературные сверхпроводящие кабели предполагается в будущем использовать в энергетике в качестве токопроводов на электростанциях мощностью свыше 0,5 ГВт, а также глубоких вводов в мегаполисы и крупные энергоемкие комплексы. При этом необходимо реально оценивать экономические аспекты и полный комплекс работ по обеспечению надежности таких кабелей в эксплуатации.

Однако следует отметить, что при строительстве новых и реконструкции старых КЛ необходимо руководствоваться положениями ПАО «Россети», согласно которым на КЛ запрещено применять:

  • силовые кабели, не отвечающие действующим требованиям по пожарной безопасности и выделяющие большие концентрации токсичных продуктов при горении;
  • кабели с бумажно-масляной изоляцией и маслонаполненные;
  • кабели, изготовленные по технологии силанольной сшивки (силанольносшиваемые композиции содержат привитые органофункциональные силановые группы, и сшивание молекулярной цепи полиэтилена (ПЭ), приводящее к образованию пространственной структуры, в этом случае происходит за счет связи кремний-кислород-кремний (Si-O-Si), а не углерод-углерод (С-С), как это имеет место при пероксидном сшивании).

Кабельную продукцию в зависимости от конструкций подразделяют на кабели, провода и шнуры.

Кабель – полностью готовое к применению заводское электротехническое изделие, состоящее из одной или более изолированных токопроводящих жил (проводников), заключенных, как правило, в металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в состав которого может входить броня. Силовые кабели в зависимости от класса напряжения имеют от одной до пяти алюминиевых или медных жил сечением от 1,5 до 2000 мм2, из них сечением до 16 мм2 – однопроволочные, свыше – многопроволочные.

Провод – одна неизолированная или одна и более изолированных жил, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься неметаллическая оболочка, обмотка и (или) оплетка волокнистыми материалами или проволокой.

Шнур – две или более изолированных, или особо гибких жил сечением до 1,5 мм2, скрученных или уложенных параллельно, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации могут быть наложены неметаллическая оболочка и защитные покрытия.

Просмотров: 1 236

extxe.com

Ассортимент и характеристики проводов для воздушной ЛЭП

Электрическая энергия основной вид энергии, который применяете буквально на каждом шагу. Широкое использование возможно благодаря электросетям, объединяющим производителя и потребителя энергии. ЛЭП (линии электропередач) транспортируют электричество. Линии проводят под землей либо по воздуху. Провода, для воздушных линий электропередач при помощи изоляторов и линейной арматуры монтируются к кронштейнам специальных сооружений.

Разновидности проводов для ЛЭП

Ассортимент изделий используемых для монтажа воздушных линий электропередач весьма широк используются марки А, АС, так же СИП-1;СИП-2,СИП-3,СИП-4.
Различаются  изделия по техническим характеристикам (параметрам). Используется провод:

  • Алюминиевый;
  • Изолированный;
  • Сталеалюминевый;
  • Не изолированный.

Изделия разнообразны по виду, имеют большой диапазон сечений. Вариант кабеля А, АС относится к не изолированным изделиям для ЛЭП. В процессе эксплуатации кабель подвержен атмосферным неблагоприятным воздействиям (высокая влажность, мороз, жара, наледь). Так же влияют химические вещества, содержащиеся в окружающей атмосфере такие, как — сернистый газ, морская соль. Провода воздушных линий обладают прочностью и отличаются высокой антикоррозийной устойчивостью.
Область применения данных изделий — открытое воздушное пространство 1 и 2 типа (если в атмосфере присутствует сернистый газ менее 150мг. на квадратный метр в сутки) во всех климатических точках на суше.

  • Провод А — не изолированный. Изготовлено изделие  из алюминия (проволока). Скрутка кабеля выполнена концентрическим повивом;
  • Провод АС с сердесником стальным оцинкованным,  обмотанным специальным способом алюминиевой проволокой. Вес провода АС весьма мал, что дает ему неоспоримое преимущество, в случае применения большого количества материала;
  • Самонесущий изолированный провод  (СИП).

Такое изделие, как кабель СИП весьма востребовано. Как правило, ему отдают предпочтение при монтаже ЛЭП.
Провода ВЛ СИП имеют массу достоинств:

  1. Надежность;
  2. Эффективность;
  3. Экономичность в обслуживании, эксплуатации;
  4. Долговечность;
  5. Значительное  сокращение потерь электроэнергии;
  6. Простота и легкость при монтаже, ввиду специально применяемой арматуры;
  7. Ввод в эксплуатацию без отключения напряжения электроустановки;
  8. Значительно сокращается  незаконное потребление энергии.

Конструктивные особенности проводов для ЛЭП

Изделие СИП состоит из нескольких  алюминиевых жил. Применяется для устройства магистральных линий электропередач, так же часто используется для электропроводки в жилых домах (допускается прокладка кабеля снаружи помещения, по стенам).
Каждый вид кабеля СИП предназначен для определенной цели. Кабель СИП2 2х16 (самонесущий  изолированный провод) применяется для монтажа ВЛЭ с напряжением до 35000Вт, и частотой 50Гц. Используется в районе с холодным и умеренным климатом (побережье моря, промышленные зоны).


СИП4 2х16 обладает особенностью исключающую риск замыкания. Изделие экономично в процессе эксплуатации. Провод долговечен, если соблюдать правила пользования. Срок службы изделия более 40 лет. Перед приобретением продукции необходимо консультироваться со специалистом в данной области.

Если напряжение воздушной ЛЭП выше 1000в то используют голый кабель, трос. Во внешней среде погодные условия (дождь, гололед, ветер) влияют на прочность материала, поэтому кабель должен отличаться прочностью, устойчивостью к коррозии.


Некоторое время назад использовали медные провода, сейчас же отдают предпочтение алюминиевым либо сталеалюминевым или стальным, иногда применяют изделие из сплава алюминия — альдрея. Так же используют для ЛЭП грозозащитный трос, изготовленный из стали.
Изделия для ЛЭП могут состоять из одной проволоки либо из нескольких жил (перевитой между собой проволоки).Бывает однопроволочный провод, который имеет сплошное сечение и состоит из одной проволоки. Существует многопроволочный кабель, который состоит из двух металлов, например бронзы со сталью либо стали и алюминия. Кабель АС – сталеалюминевый, имеет оцинкованную жилу (свитую из 7-19 проволок, либо однопроволочную). Жила обвита алюминием из 6 или 24 , возможно более проволок.
Что такое провод СИП видео

Виды провода и технические характеристики

  • Медный провод производится из проволоки твердотянутой, имеет небольшое удельное сопротивление, наделен высокой механической прочностью. Превосходно противостоит воздействиям атмосферы (коррозии, химических примесей окружающей среды). Данные изделия обозначены маркой М, добавляется номинальное сечение кабеля. Например, если сечение 50мм2 то обозначается, как М50.Изделия дорогостоящие ввиду чего практически не применяются для создания ЛЭП;
  • Алюминиевый провод в отличие от медного намного меньше весит. Обладает большим удельным сопротивлением, но наименьшей механической устойчивостью. В основном данные изделия применяются в местной сети. Из за малой прочности продолжительное натяжение алюминиевого кабеля не допустимо. Во избежание провисания, для выполнения норм и правил монтажа ЛЭП производится уменьшение расстояний межу опорами (это увеличивает расходы строительства линии электропередач). Что бы увеличить надежность провода из алюминия производят многопроволочными, изготавливая из твердотянутых проволок. Данный вид материала не устойчив к влиянию вредных химических составляющих воздуха, при этом хорошо переносит неблагоприятные погодные условия. Как правило, в местах вблизи побережья либо рядом с крупными химическими комбинатами, используется для ЛЭП алюминиевый провод в основном марки АКП. Такие изделия имеют защиту от коррозии, изготавливаются с нейтральной смазкой на скрученной проволоке. На проводах стоит маркировка — А и показатель сечения изделия;
  • Стальной провод имеет высокую прочность. Удельное сопротивление гораздо выше, чем у алюминиевого кабеля, что зависит от уровня тока. Изделие производится однопроволочным и многопроволочным. Область применения – местные сети с величиной напряжения до 10кВ. У кабеля есть свой минус – неустойчивость к коррозии. Для придания стойкости изделия проходят процесс оцинковки. Производят многопроволочные стальные изделия — марки ПС и ПМС, что означает провод стальной, провод омедненный стальной;
  • Сталеалюминевый провод обладает таким же удельным сопротивление, что и алюминий. Его конструкция — стальная проволока внутри и алюминиевая снаружи. Стальная часть служит для увеличения надежности, прочности, а алюминий проводит ток. Существуют марки — АС, АСКС, АСКП. У каждой марки есть свои особенности и предназначение. Например, АСК кабель имеет стальной сердечник изолированный оболочкой. Буква П (АпСК) при маркировке обозначает повышенную прочность .Кабель АС имеет сердечник из стальной оцинкованной проволоки и повивов сверху из алюминия.
    Изделия разных марок изготавливаются с различным сечением относительно алюминиевой составляющей к сечению сердечника из стали. Область применения – строящиеся и реконструируемые линии в зоне, где толщина обледенение не выше 20 мм;
  • Провод из альдрея наделен практически одинаковым сопротивлением с алюминиевым, но есть отличительная характеристика — обладает высокой прочностью. Материал состоит их небольшой части железа и сплава алюминия. По устойчивости к коррозии сравним с алюминием. Минусом изделия является неустойчивость при вибрации.

Как подключить кабель СИП видео смотрите ниже:

electry.ru

1.2. Провода вл и тросы

На ВЛ применяются неизолированные провода, т. е. без изолирующих покровов. Наиболее распространены на ВЛ провода алюминиевые, сталеалюминиевые, а также из сплавов алюминия-–АН, АЖ. Медные провода в настоя­-щее время не используются на ВЛ без специальных техни­-ко-экономических обоснований. Обычно не рекомендуется применять на ВЛ стальные провода.

Грозозащитные тросы, как правило, выполняются из стали. В последние годы грозозащитные тросы ис­-пользуются для организации высокочастотных каналовсвязи. Такие тросы выполня­ются сталеалюминиевыми.

Конструкции и общий вид неизолированных прово­дов приведены на рис. 1.2, а. Однопроволочный провод (рис. 1.2, б) состоит из одной круглой проволоки. Такие провода дешевле многопро­волочных, однако они менее гибки и имеют меньшую ме­ханическую прочность. Мно-гопроволочные провода из

Рис. 1.1. Промежуточная металли­ческая опора одноцепной линии:

1– провода; 2 –изоляторы; 3 –грозо-защитный трос; 4 – тросостойка; 5– траверсы, опоры; 6–стойка опоры; 7– фундамент опоры

одного металла (рис. 1.2, в) состоят из нескольких свитых между собой проволок. При увеличении сечения растет чис­ло проволок. В многопроволочных проводах из двух метал­-лов–сталеалюминиевых проводах (рис. 1.2, г)–внутрен­- ние проволоки (сердечник провода) выполняются из стали, а верхние – из алюминия.

Рис. 1.2. Конструкции проводов ВЛ:

а–общий вид многопроволочного провода; б–сечение однопроволочного прово­- да; в, г – сечения многопроволочных проводов из одного и двух металлов; д – се­чение пустотелого провода

Стальной сердечник увеличивает механическую проч­-ность, алюминий же – токопроводящая часть провода. По­-лые провода (рис. 1.2,(3) изготовляют из плоских проволок, соединенных друг с другом в паз, что обеспечивает конст­-руктивную прочность провода. У таких проводов больший по сравнению со сплошными диаметр, благодаря чему по­-вышается напряжение появления коронирующего разряда на проводах и значительно снижаются потери энергии на корону. Полые провода применяются на ВЛ редко, они главным образом используются для ошиновки подстанций 330 кВ и выше. Для снижения потерь электроэнергии на корону ВЛ при U ном 330 кВ каждая фаза ВЛрасщепляет­- ся на несколько проводов.

Материал проводов должен иметь высокую электриче­- скую проводимость. На первом месте по проводимости сто­- ит медь, затем алюминий; сталь имеет значительно более низкую проводимость. Провода и тросы должны быть вы­- полнены из металла, обладающего достаточной прочно­- стью. По механической прочности на первом месте стоит сталь. Материал проводов и тросов должен быть стойким по отношению к коррозии и химическим воздействиям.

Медь при своих высоких качествах – хорошей проводи­- мости, большой механической прочности и коррозионной стойкости – дорога и дефицитна. Поэтому в настоящее время медные провода для выполнения ВЛ не применяют­- ся. Их использование допускается в контактных сетях, се­- тях специальных производств (шахт, рудников и др.).

Алюминий – наиболее распространенный в природе ме­- талл. Его удельная проводимость составляет 65,5 % прово­- димости меди. Большая проводимость, легкость и распро­- страненность в природе алюминия привели к эффективно­- му использованию его в качестве токопроводящего металла для проводов и кабелей. Основной недостаток алюминия - относительно малая механическая прочность. Алюминиевые однопроволочные провода вообще не выпус­- каются из-за их низкой прочности. Многопроволочные алю- миниевые провода обычно применяют только в распредели- тельных сетях напряжением до 35 кВ, а в сетях с более высоким напряжением используются сталеалюминиевые провода. В соответствии с ГОСТ 839-80 выпускаются алю­- миниевые провода марок А и АКП. Провод марки А состо­- ит из алюминиевых проволок одного диаметра (число про­- волок от 7 до 61), скрученных концентрическими повивами; АКП - провод марки А, но его межпроволочное простран­- ство заполнено нейтральной смазкой повышенной термо­- стойкости, противодействующей появлению коррозии. Кор- розионно-стойкий провод АКП применяется для ВЛ вблизи морских побережий, соленых озер и химических пред­- приятий.

Провода из сплавов алюминия (АН - нетермообрабо- танный, АЖ – термообработанный сплав) имеют большую механическую прочность и примерно такую же проводи­- мость, как и провода марки А.

Сталеалюминиевые провода наиболее широко применя­- ются на ВЛ. Проводимость стального сердечника не учи­- тывается, а за электрическое сопротивление принимается только сопротивление алюминиевой части. В соответствии с ГОСТ 839-80 выпускаются сталеалюминиевые провода марок АС, АСКС, АСКП, АСК.

Провод марки АС состоит из стального сердечника и алю- миниевых проволок. Провод предназначается для ВЛ при прокладке их на суше, кроме районов с загрязненным вред­- ными химическими соединениями воздухом. Коррозионно- стойкие провода АСКС, АСКП, АСК предназначены для ВЛ, проходящих по побережьям морей, соленых озер и в промышленных районах с загрязненным воздухом; АСКС и АСКП – это провода марки АС, но межпроволоч­- ное пространство стального сердечника (С) или всего про­- вода (П) заполнено нейтральной смазкой повышенной тер­- мостойкости; АСК – провод марки АСКС, но стальной сер­- дечник изолирован двумя лентами полиэтиленовой пленки.

В обозначение марки провода вводится номинальное се­- чение алюминиевой части провода и сечение стального сер- дечника, например АС 120/19 или АСКС 150/34.

studfile.net

Провод линии электропередачи - это... Что такое Провод линии электропередачи?

Провод воздушной линии электропередачи предназначен для передачи электрической энергии от источников к электроприёмникам потребителей.

Расположение проводов на опорах

Число проводов на опорах может быть разным. Обычно воздушная линия (ВЛ) рассчитана на передачу трёхфазного тока, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением свыше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов, то есть одной цепи. На опорах двухцепных ВЛ подвешивают две параллельно идущие цепи, то есть 6 проводов.

Также бывают ВЛ с расщеплёнными фазами, когда вместо одного фазного провода большого сечения подвешивается несколько скреплённых между собой проводов меньшего сечения. Расщепление проводов применяется для устранения появления протяжённого коронного разряда (на жаргоне электриков — «короны») на проводах. Появление «короны» не только вызывает дополнительные потери в проводах, но и создаёт дополнительные искажения первоначально синусоидальной формы тока, на работу с которыми сети переменного тока не рассчитаны.

Обычно в каждой фазе ВЛ напряжением 6—220 кВ подвешивают по одному проводу, ВЛ 330 кВ — два провода, расположенных горизонтально, ВЛ 500 кВ — три провода по вершинам треугольника, ВЛ 750 кВ — четыре провода по углам квадрата или пять проводов по углам пятиугольника, ВЛ 1150 кВ — восемь проводов по углам восьмиугольника. Однако при необходимости увеличения пропускной способности линии число проводов в фазе может быть увеличено вне зависимости от класса напряжения линии. Также при необходимости число проводов в фазе может быть уменьшено (на больших переходах).

При необходимости (с напряжения 110 кВ - обязательно) над фазными проводами подвешивается один или несколько грозозащитных троса.

На опорах ВЛ до 1 кВ подвешивается от 5 до 12 проводов для электроснабжения различных потребителей по одной ВЛ (наружное и внутреннее освещение, электросиловое хозяйство, бытовые нагрузки).

ВЛ до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом (так называемая «четырёхпроводная сеть»). Иногда на одних и тех же опорах могут быть подвешены провода линий разного напряжения и назначения. Обычно это практикуется для линий низших и средних классов напряжений.

Расположение проводов на опорах может быть:

  • горизонтальное — в один ярус.
  • вертикальное — один над другим в два-три яруса.
  • смешанное — вертикально расположенные провода смещены один относительно другого по горизонтали (разновидности смешанного расположения проводов - "бочка", "ёлка", обратная ёлка" и т.д.).
  • треугольником — на одноцепных опорах.
  • по схеме «зигзаг» на промежуточных опорах — на одноцепных ВЛ нижний провод на первой опоре подвешен к нижней траверсе, а на второй — к верхней; нижний провод подвешен наоборот: на первой опоре — к верхней траверсе, на второй — к нижней. Верхний провод крепят на первой опоре с правой стороны верхней траверсы, на второй — с левой. При такой схеме высота подвеса нижних проводов увеличивается в среднем на половину расстояния между нижней и верхней траверсами, что позволяет увеличить пролёт между опорами или уменьшить высоту опор. При подвеске на двухцепных ВЛ можно ещё больше увеличить длину пролётов, но при этом усложняется конструкция опор.

Условия работы проводов

Маркировка проводов

  • Неизолированные провода описываются ГОСТ 839-80.
    • М — провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких медных проволок.
    • А — провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких алюминевых проволок
    • АС — провод, состоящий из сердечника, сплетенного из оцинкованных стальных проволок, и намотки алюминиевых проволок. Получил наибольшее распространение. Также встречается устаревшее обозначение, обозначающее провод марки АС с отношением алюминий/сталь - около 6, например - АС400=АС400/64.
    • ПСО и ПС — провода, изготовленные из стали, соответственно однопроволочный и многопроволочный. Провод ПСО - это проволока телеграфная ГОСТ 1668-73.
    • АСКС — провод марки АС, но межпроволочное пространство стального сердечника, включая его наружную поверхность, заполнено нейтральной смазкой повышенной нагревостойкости.
    • АСКП — провод марки АС, но межпроволочное пространство всего провода, за исключением наружной поверхности, заполнено нейтральной смазкой повышенной нагревостойкости.
    • АСУ — сталеалюминиевые провода с усиленным стальным сердечником (устаревшее, провод марки АС с отношением алюминий/сталь - около 4, например - АСУ400=АС400/93).
    • АСО — сталеалюминиевые провода с облегчённым стальным сердечником (устаревшее, провод марки АС с отношением алюминий/сталь - около 8, например - АСО400=АС400/51).
    • АСУС - сталеалюминиевые провода с особо усиленным стальным сердечником (устаревшее, провод марки АС с отношением алюминий/сталь - меньше 3, например АС70/72, АС95/141).

В марке провода указывается и его номинальное сечение. Например, А-50 означает алюминиевый провод сечением 50 мм². Для стальных однопроволочных проводов в марке указывают диаметр провода. Так, ПСО-5 означает однопроволочный стальной провод диаметром 5 мм. Для сталеалюминевых проводов указывается два числа через дробь, числитель - сечение алюминиевых проводов в мм2, знаменатель - сечение стального сердечника (например АС-400/51).

  • Изолированные провода (самонесущий изолированный провод, СИП) — многожильные провода для воздушных линий электропередачи, содержащие изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода. Они используются в основном для внутренних сетей. Токоведущие жилы проводов выполняют из круглой медной или алюминиевой проволоки. Изолирующую оболочку выполняют из резины или полихлорвинилового пластиката. Защитные покровы проводов с резиновой изоляцией выполняют в виде оплётки из волокнистых материалов, пропитанной противогнилостным составом. Провода с ПВХ-изоляцией обычно изготовляют без защитных покровов. Применяют также металлические защитные оболочки для защиты от механических повреждений.
  • Защищённые провода — провода для воздушных линий электропередачи, поверх токопроводящей жилы которых наложена экструдированная полимерная защитная изоляция, исключающая короткое замыкание между проводами при схлестывании и снижающая вероятность замыкания на землю.

Упаковка проводов

Многопроволочные провода обычно поставляются на стандартных деревянных или металлических барабанах, а однопроволочные — на барабанах или в мотках, упакованных в бумагу и мешковину или полиэтиленовую пленку.

Деревянные барабаны делаются из сосновых или еловых досок. Боковые диски (щёки) барабанов сколочены из двух-трёх слоёв досок и стянуты металлическими шпильками с обеих сторон шейки. В зависимости от диаметра щёк барабаны изготавливают нескольких типоразмеров (номеров). Щёки барабанов большого диаметра снабжены металлическими втулками.

Минимальная длина провода, намотанного на барабан (так называемая строительная длина), нормируется стандартами и зависит от типоразмера барабана и сечения провода.

См. также

  • Подводный кабель питания
  • Подземный кабель питания

Литература

  • Электромонтажные работы. В 11 кн. Кн. 8. Ч. 1. Воздушные линии электропередачи: Учеб. пособие для ПТУ. / Магидин Ф. А.; Под ред. А. Н. Трифонова. — М.: Высшая школа, 1991. — 208 с. ISBN 5-06-001074-0
  • Мельников Н. А. Электрические сети и системы, М.: Энергия, 1969. — 456 с. с илл.
  • ГОСТ Р 52373-2005. Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи
  • ГОСТ 839-80. Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи

dic.academic.ru

25.Воздушные линии электропередач. Типы опор, проводов, изоляторов

Провода воздушных линий

Провода воздушных линий выполняются из проводящих неизолированных материалов, алюминия, стали. Алюминий сравнительно с медью недорогой материал, обладает высокой электрической проводимостью, но имеет невысокую механическую прочность, окисляется. Для усиления алюминиевые провода выполняют со стальным сердечником или же используют его сплавы алюминия и полые.

Полыепровода на ВЛ применяются редко, они главным образом используются для ошиновки подстанций330 кВ и выше. Их изготавливают из плоских проволок, соединенных друг с другом в паз, что обеспечивает конструктивную прочность провода. У таких проводов больший по сравнению со сплошными проводами диаметр, благодаря чему повышается напряжение появления коронирующего разряда на проводах, и значительно снижаются потери энергии на корону. Для снижения потерь электроэнергии на корону ВЛ сверхвысокого напряжения каждая фаза ВЛрасщепляется на несколько проводов.

Алюминиевыемногопроволочные провода применяются в основном на линия до 35кВ. Это провода марок А и АКП. Провод марки А состоит из алюминиевых проволок одного диаметра (число проводников от 7 до 61), скрученных концентрическими повивами. Провод марки АКП - это провод марки А, но его межпроволочное пространство заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости, противодействующей появлению коррозии. Коррозионностойкий провод АКП применяется для ВЛ вблизи морских побережий, соленых озер и химических предприятий.

Провода из сплавов алюминия (АН - нетермообработанный, АЖ -термообработанный сплав) имеют высокую механическую прочность и примерно такую же проводимость, как и провода марки А.

Сталеалюминиевые провода наиболее широко применяются на ВЛ. Проводимость стального сердечника не учитывается, а за электрическое сопротивление принимается только сопротивление алюминиевой части. Марки применяемых сталеалюминиевых проводов - АС, АСКС, АСКП, АСК.

Провод марки АС состоит из стального сердечника и алюминиевых проволок. Провод предназначается для ВЛ при прокладке их на суше, кроме районов с загрязненным вредными химическими соединениями воздухом.

Провода АСКС, АСКП, АСК - коррозионностойкие провода предназначены для ВЛ, проходящих по побережьям морей, соленых озер и в промышленных районах с загрязненным воздухом. АСКС и АСКП - это провода марки АС, но межпроволочное пространство стального сердечника (С) или всего провода(П) заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости, АСК провод марки АСКС, но стальной сердечник изолирован двумя лентами полиэтиленовой пленки.

В обозначение марки провода вводится номинальное сечение алюминиевой части провода и сечение стального сердечника, например, АС 120/19 или АСКС 150/34.

Обозначения марок проводов для ВЛ электропередачи:

Провод, скрученный из алюминиевых проволок

- А

Провод из алюминиевых проволок и стального сердечника

- АС

Провод марки АС, у которого стальной сердечник покрыт смазкой повышенной теплостойкости и изолированной пленкой

- АСК

Провод, скрученный из проволок нетермообработанного алюминиевого сплава

- АН

Провод, скрученный из проволок термообработанного алюминиевого сплава

- АЖ

Опоры воздушных линий

Опоры ВЛ делятся по назначению на анкерные ипромежуточные. Промежуточные опоры поддерживают провода, которые подвешиваютсяс помощью поддерживающих гирлянд изоляторов. Анкерные опоры несут всю механическую нагрузку линий. Для подвески проводов на них применяются натяжные гирлянды изоляторов. Расстояние между двумя промежуточными опорами называется промежуточным пролетом или просто пролетом, а расстояние между анкерными опорами - анкерным пролетом. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.

По назначению и конструктивному исполнению анкерные опоры бывают угловые, концевые, поворотные и промежуточные на прямых участках трасс линий. Эти опоры по конструкции более сложные, поскольку испытывают неравномерное натяжение проводов с разных сторон опоры.

Угловые опоры устанавливают в точках поворота линии. Углом поворота линии называется угол в плане линии, дополнительный до 1800к внутреннему углу линии. Траверсы угловой опоры устанавливают по биссектрисе угла, рисунок 2.5.Угловые опоры могут быть анкерного и промежуточного типа. Кроме нагрузок, воспринимаемых промежуточными прямыми опорами, на промежуточные и анкерные угловые опоры действуют также нагрузки от поперечных составляющих натяжения проводов и тросов. Чаще всего при углах поворота линий до 200применяют угловые опоры анкерного типа. При углах поворота линии электропередачи более 200вес промежуточных угловых опор значительно возрастает, поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов поворота линий до 10-200.

На ВЛ применяются специальные опоры следующих типов: транспозиционные для изменения порядка чередования фазных проводов на опорах;ответвительные -для выполнения ответвлений от основной линии;переходные - для пересечения рек, ущелий и т. д.

Транспозицию применяют на линиях напряжением 110кВ и выше протяженностью более 100 км для того, чтобы уравнять емкость и индуктивность всех трех фаз цепи ВЛ. Для этого на опорах последовательно меняют взаимное расположение проводов по отношению друг к другу на разных участках, рисунок 2.6. Провод каждой фазы проходит одну треть длины линии на одном, вторую - на другом и третью - на третьем месте. Одно такое тройное перемещение проводов называют циклом транспозиции.

Рисунок 2.6 - Цикл транспозиции проводов

Расположение проводов на опорах.

Расположение проводов треугольником применяется на одноцепных ВЛ 20кВ и ВЛ 35-330кВ с металлическими железобетонными опорами. Горизонтальное расположение проводов используют на ВЛ 35кВ с деревянными опорами и на ВЛ 330кВ. Такое расположение проводов позволяет применять более низкие опоры и уменьшает вероятность схлестывания проводов при образовании гололеда и пляске проводов. Поэтому горизонтальное расположение предпочтительнее в гололедных районах.

На двухцепных ВЛ расположение проводов обратной елкой удобнее по условиям монтажа, но увеличивает массу опор и требует подвески двух защитных тросов. Наиболее экономичны и распространены на двухцепныхВЛ35-330 кВ стальные и железобетонные опоры с расположением проводов бочкой. Отдельные способы расположения проводов показаны на рисунке

а) б) в) г)

Рисунок 2.7 - Расположение проводов и тросов на опорах

а) по вершинам треугольника, б) горизонтально, в) обратная елка, 4) бочка

Изоляторы и линейная арматура

Изоляторы линий по конструкции разделяют на штыревые и подвесные. К ним крепятся провода воздушных линий и распределительных устройств. Изготовляют изоляторы из фарфора или закаленного стекла.

Штыревые изоляторы применяются на ВЛ напряжением до 1 кВ и на ВЛ 6-35 кВ. На номинальное напряжение 1, 6 и 10 кВ изоляторы изготовляют одноэлементными, а на 20-35 кВ– двухэлементными.

Маркировка изоляторов: буквы Ш - штыревой; Ф –фарфоровый; С - стеклянный; цифра - номинальное напряжение, кВ; последняя буква А, Б, В - исполнение изолятора.

Штыревые изоляторы крепятся на опорах при помощи крюков или штырей. Если требуется повышенная надежность, то на анкерные опоры устанавливают не один, а два и даже три штыревых изолятора.

Подвесной изолятор тарельчатого типа применяется на ВЛ напряжением 35 кВ и выше. Основные конструктивные элементы подвесных изоляторов: изолирующая часть1и металлические детали шапки2 и стержень3, цементная связка4, соединяющая металлические детали с изолирующей частью.

Для воздушных линий в районах с загрязненной атмосферой разработаны конструкции изоляторов грязестойкого исполнения с повышенными разрядными характеристиками и увеличенной длиной пути утечки токов. В условном обозначении изолятора буквы и цифры означают: П - подвесной; Ф - фарфоровый; С - стеклянный; Г - для загрязненных районов с усиленной изоляцией; цифра класс изолятора, кН; А, Б, В - исполнение изолятора.

Подвесные изоляторы собирают в поддерживающие инатяжныегирлянды. Поддерживающие гирлянды монтируют на промежуточных опорах, натяжные гирлянды - на анкерных опорах. Число изоляторов в гирлянде зависит от напряжения линии. Например, в поддерживающих гирляндах ВЛ - 35кВ с металлическими и железобетонными опорами должно быть 3 изолятора; на 110кВ- (6-8), на 220 кВ– (10-14).

studfile.net

12. Маркировка проводов воздушных линий.

При сооружении воздушных линий электропередачи используются алюминиевые (марки А) и сталеалюминиевые провода, реже медные.

Существуют следующие марки сталеалюминиевых проводов: АС, АСК, АСКС, АСКП, АСО, АСУ. Буква А обозначает алюминий, буква С – сталь.

В проводе АСК стальной сердечник покрыт специальной антикоррозионной смазкой и двумя лентами полиэтелентерефталатной пленки. В проводе АСКС межпроволочное пространство стального сердечника, включая его поверхность, заполнено антикоррозионной смазкой. В проводе АСКП смазкой заполнено все межпроволочное пространство провода за исключением наружной поверхности. В проводе АС смазка не используется. АСО – провод облегченной конструкции, а АСУ – усиленной конструкции (с повышенной механической прочностью). Кроме того в марку провода входит сечение алюминия, а через дробь – сечение стали. Например, АС 120/19 – это сталеалюминиевый провод с сечением алюминиевой части 120 мм2 , и стальной части – 19 мм2 .

АЖ – провод из алюминиевого термообработанного сплава;

АН – провод из алюминиевого нетермообработанного сплава;

АКП – провод марки А в котором смазкой заполнено все межпроволочное пространство провода за исключением наружной поверхности;

М – медный провод.

13. Конструкция силового кабеля.

Силовой кабель состоит из одной или нескольких токопроводящих жил, отделенных друг от друга и от земли изоляцией. Кабели до 10 кВ могут включать в себя защитную оболочку, броню и защитные покровы, а кабели 20 и 35 кВ – отдельные для каждой фазы свинцовые оболочки или экраны.

Жилы кабелей могут быть медными или алюминиевыми, однопроволочными и многопроволочными, круглыми и секторными. Кабели до 1 кВ изготавливаются четырехжильными, 6-35 кВ – одножильными и трехжильными, 110 кВ и выше – одножильными.

На рисунке 13.1 представлено типовое сечение трехжильного кабеля 6-10 кВ.

Рисунок 13.1 – сечение жилы кабеля 6-10 кВ

1 – жила кабеля;

2 – фазная изоляция;

3 – поясная изоляция;

4 – оболочка;

5 – подушка;

6 – броня;

7 – наружный защитный покров;

8 – заполнение.

Существуют также газонаполненные и маслонаполненные кабели, используемые при высоких напряжениях. В этих кабелях инертный газ (обычно азот) или масло находятся под некоторым избыточным давлением, что повышает электрическую прочность изоляции. Маслонаполненные кабели подразделяют на кабели высокого и низкого давления (МН и МВД соответственно).

14. Схема замещения двухобмоточного трансформатора для расчета режима электрической сети.

Двухобмоточным называется трансформатор, который имеет одну обмотку высшего напряжения (первичную) и одну обмотку низшего напряжения (вторичную). Условное обозначение двухобмоточного трансформатора представлено на рисунке 14.1.

При расчете режимов электрических сетей используется упрощенная Г-образная схема замещения двухобмоточного трансформатора (рисунок 14.2). Параметры схемы замещения: Rm и Хm – активное и индуктивное сопротивления обмоток трансформатора, приведенные к высшему напряжению; kтр – коэффициент трансформации; Gm и Вт – активная и индуктивная проводимости ветви намагничивания.

Ветвь намагничивания обычно заменяется потерями холостого хода . Схема замещения в этом случае упрощается и принимает вид, показанный на рисунке 14.3.

Uв

Uв

Параметры схемы замещения определяются на основе данных опытов холостого хода и короткого замыкания. Опыт холостого хода состоит в том, что обмотка низшего напряжения размыкается, а на обмотку высшего напряжения подается номинальное напряжение. При этом определяются активные потери холостого хода Pxx и ток холостого хода Ix%.

Опыт короткого замыкания состоит в том, что обмотка низшего напряжения замыкается накоротко, а на обмотку высшего напряжения подается такое напряжение, чтобы в трансформаторе протекали номинальные токи. Это напряжение называется напряжением короткого замыкания Uк%. В данном опыте также фиксируется активная мощность, потребляемая трансформатором. Она называется потерями короткого замыкания и обозначается ΔРкз.

При расчете электрических сетей часто приходится рассматривать не один трансформатор, а подстанцию, на которой установлено несколько одинаковых трансформаторов. Если эти трансформаторы работают параллельно или в одинаковом режиме, то схема замещения подстанции будет такой же, как для одного трансформатора. Однако сопротивления и потери холостого хода необходимо определять с учетом числа трансформаторов на подстанции пm по формулам

, , (14.1)

, , (14.2)

где Sном – номинальная мощность трансформатора, МВА;

Uв,ном номинальное высшее напряжение трансформатора, кВ;

Рxx(1) – активные потери холостого хода одного трансформатора, кВт;

nтчисло трансформаторов.

Номинальное значение коэффициента трансформации равно

, (14.3)

где Uн,ном – номинальное низшее напряжение трансформатора, кВ.

studfile.net

Провода в сетях до 10 кВ

В современных воздушных сетях напряжением до 10 кВ используются неизолированные многопроволочные алюминиевые, стальные, сталеалюминиевые провода и провода из алюминиевого сплава (табл. 1). В сетях до 1000 В кроме многопроволочных могут применяться также однопроволочные стальные провода. Применение на ВЛ 3—10 кВ однопроволочных проводов (включая вводы в здания, трансформаторные и распределительные пункты, различного рода соединения в коммутационных устройствах и т. п.) не допускается. Нельзя также (независимо от напряжения сети) применять на ВЛ расплетенные провода.

Таблица 1
Конструктивные данные проводов


Номинальное сечение, мм»

Сечение провода, мм2

Число проволок и их диаметр, мм

Диаметр провода, мм

Масса провода, кг/км

Строительная длина, м, не менее

 

Алюминиевые провода март А (ГОСТ 839-74)

 

16

15,9

7X1,7

5,1

43

4500

25

24,9

7X2,13

6,4

68

4000

35

34,3

7X2,50

7,5

94

400

50

49,5

7X3,00

9,0

135

3500

70

69,3

7X3,55

10,7

189

2500

95

92,4

7Х4.10

12,3

252

2000

120

117,0

19X2.80

14,0

321

1500

Провода из алюминиевого сплава марок АН и АЖ (ТУ 16-515.556-74)


16

15,9

7X1,70

5,1

44,1

3000

25

24,7

7X2,12

6,4

68.6

3000

35

34,4

7X2,50

7,5

95,5

3000

50

49.5

7X3,00

9,0

137,5

30003000

70

69,2

7X3,55

10,7

192,5

2000

95

93,3

7X4,12

12,4

259,3

1500

120

117,0

19X2,80

14,0

326,1

2000

Сталеалюминевые провода марок АС, АСКС (ГОСТ 839-74)


10

10,6/1,77

6X1.5/1X1.5

4,5

42,7

300»

16

16,1/2,69

6X1.85/1X1.85

5,6

65,0

3000

25

24,9/4,15

6X2,30/1X2,30

6,9

100,0

3000

35

36,9/6,15

6X2,80/1X2,80

8,4 9.6

149,0

3000

50

46,2/8,04

6X3,20/1X3,20

194,0

3000

70

68,0/11,3

6X3,80/1X3,80

11,4

274,0

2000

Стальные многопроволочные  провода марки ПС (ТУ 14-4-661-75)


25

24,6

5X2,5

6,8

194,3

15 0

35

34,4

7X2,5

7,5

272

1500

50

49,4

3X2,2+9X2,3 7X2,2+12X2,3

9,2

389,4

15Г|0

70

76,4

11,5

616,6

1500

Спальные однопроволочные провода ПСО (ГОСТ 1665-73)

 

7,1

1Х3

1 3,0

55,5

450

 

12,6

1X4

4,0

98,7

400

 

19,6

1X5

5,0

154,2

300

Примечания: 1. Для проводов марок АС и АС КС в числителе указаны сечения, число и диаметр проволок алюминиевой части, а в знаменателе — стальной части провода.
2. Масса нейтральной смазки повышенной термостойкости для проводов марки АСКС составляет: для провода сечением 10 мм2— I кг/км: 16 мм2 —1 кг/км: 25 мм2 —1,5 кг/км; 35 мм2  —2,5 кг/км: 50 мм2 —3 кг/км и 70 мм2 —4.5 кг/км.

По условиям механической прочности номинальная площадь, мм2, поперечного сечения применяемых на ВЛ проводов принимается не менее:


Провода

ВЛ до 1000 В

ВЛ 3—10 кВ

 

16

25

Стальные многопроволочные           

25

25

Стальные однопроволочные (диаметром 4 мм)

12,6

           

Сталеалюминиевые           

10

16

Провода из алюминиевого става . . .

16

25

Для ВЛ до 1000 В площадь поперечного сечения стальных однопроволочных проводов диаметром 5 мм .не должна быть более 19,6 мм2.
На ответвлениях от ВЛ до 1000 В к вводам в здания сечения (мм2) или диаметры (мм) проводов принимаются не менее:


Материал проводов

Пролет до 10 м

От 10 до 25

Сталь

3 мм

4 мм

Алюминий и его сплавы .  

10 мм2

16 мм2

На промышленных предприятиях в электрических сетях до 10 кВ более распространены алюминиевые провода марки А по ГОСТ 839-74, поскольку они обладают хорошими электрическими характеристиками, имеют достаточную для многих промышленных районов коррозионную стойкость и достаточную механическую прочность.
Менее распространены провода из алюминиевого сплава марок АН и АЖ (ТУ 16-505.556-74) в основном из-за их дефицитности (особенно это относится к термообработанным проводам марки АЖ, обладающим высокими физико-механическими свойствами). Однако можно предполагать, что в дальнейшем с расширением производства проводов из алюминиевого сплава провода марок АН и АЖ найдут самое широкое применение в электрических сетях до 10 кВ.
Для обеспечения повышенной механической прочности линии (например, на территориях промышленных предприятий с большим числом пересекаемых инженерных сооружений, в районах с интенсивными гололедо-изморозевыми образованиями, на больших или особо ответственных переходах через естественные препятствия и т. п.) взамен алюминиевых рекомендуется наряду с проводами марки АЖ подвешивать сталеалюминиевые провода марки АС. На ВЛ, расположенных на территориях промышленных предприятий (или вблизи них), где атмосфера воздуха насыщена агрессивными фракциями (сернистым газом, хлористыми солями), следует подвешивать специальные провода (например, провода марки АСКС).
Наряду с алюминиевыми /проводами, проводами марок АН и АЖ, а также сталеалюминиевыми на ВЛ до 10 кВ можно использовать стальные оцинкованные провода марки ПС (ТУ 14-4-661-75) и однопроволочные медистые провода по ГОСТ 1668-73, в дальнейшем условно обозначенные ПСО. Стальные провода по своим электрическим характеристикам значительно уступают алюминиевым и сталеалюминиевым проводам и, кроме того, подвержены коррозии не только в районах, где в атмосфере имеются агрессивные фракции (например, на территориях химических предприятий), но и в обычных условиях эксплуатации. Указанные обстоятельства резко ограничивают область применения стальных проводов. Однако в ряде случаев использование проводов марки ПС и ПСО оказывается технически оправданным и экономически целесообразным, поскольку они имеют относительно невысокую стоимость по сравнению с алюминиевыми и сталеалюминевыми проводами и менее дефицитны. В основном стальные провода находят применение на ВЛ, расположенных вне территорий промышленных предприятий, на ВЛ малой протяженности при сравнительно небольших электрических нагрузках электроприемников, а также на временных участках ВЛ. Таким образом, номенклатура проводов, применяемых на ВЛ до 10 кВ промышленных предприятий, весьма обширна  и определяется следующими основными факторами: характером электроприемника; протяженностью ВЛ; специфическими условиями района расположения BЛ или отдельных ее участков (интенсивность гололедных образований, степень насыщенности атмосферы воздуха агрессивными фракциями, наличие пересечений с инженерными сооружениями и естественными препятствиями и т. п.).
В соответствии с указаниями ПУЭ, а также на основании обобщения многолетнего опыта проектирования, сооружения и эксплуатации BЛ до 10 кВ промышленных  предприятий можно рекомендовать следующие области применения различных марок проводов.
Провода марок А-16, АН-16, АЖ-16 — только для ВЛ до 1000 В, повсеместно, за исключением пролетов пересечения с линиями связи и сигнализации, железными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями. Применение проводов марок А-16 и АН-16 не рекомендуется в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более.
Провода марок А-25, АН-25, АЖ-25 —для ВЛ 3 — 10 кВ в ненаселенной местности и в пролетах ВЛ, где отсутствуют пересечения с инженерными сооружениями; для ВЛ до 1000 В — аналогично проводу А-16 (см. выше) . Применение проводов марок А-25 и АН-25 не рекомендуется в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более.
Провода марок А-35, АН-35, АЖ-35, А-50, АН-50 и АЖ-50 — повсеместно, за исключением пролетов пересечения с ответственными инженерными сооружениями и естественными препятствиями. Применение проводов А-35 и АН-35 не рекомендуется в районах с толщиной стенки гололеда 20 мм и более.
Провода марок А-70—А-120, АН-70—АН-120 и АЖ-70 — АЖ120 — повсеместно.
Провода марки АС-10 —только на ВЛ до 1000 В аналогично проводу А-16.
Провода марок АС-16—АС-70 — там, где по условиям обеспечения повышенной механической прочности не могут быть применены провода марок А, АН и АЖ эквивалентных сечений.
Провода марок АСКС-10—АСКС-70 — на ВЛ, расположенных на территориях промышленных предприятий, где атмосфера воздуха насыщена агрессивными фракциями, приводящими к интенсивной коррозии. Применяются в соответствии с областью применения проводов марки АС эквивалентных сечений.
Провод ПСО-3 — только на ВЛ до 1000 В на ответвлениях « «вводам в здания.
Провода ПСО-4, ПСО-5 — только на ВЛ до 1000 В малой протяженности с небольшими электрическими нагрузками при отсутствии в пролетах пересечений с инженерными сооружениями.
Провода марок ПС-25—ПС-95 — повсеместно (за исключением пролетов пересечения с железными дорогами) на ВЛ малой протяженности с небольшими электрическими нагрузками, где электрическим расчетом сети и отдельными технико-экономическими сопоставлениями установлена целесообразность применения этих проводов. На ВЛ 3—10 кВ провода марок ПС-25 и ПС-35 рекомендуется использовать только на ответвлениях к вводам в здания, а также отпайках небольшой протяженности к коммутационным пунктам и непосредственно к электроприемникам от магистральных участков ВЛ.
Провода марок АЖ-25—АЖ-120 из-за ограниченного выпуска промышленностью и относительно высокой стоимости можно применять, как правило, только на ВЛ 10 кВ. На ВЛ 3—6 кВ использование этих проводов допускается при соответствующих технико-экономических обоснованиях. Применение проводов ПСО и ПС на территориях промышленных предприятий, где атмосфера воздуха насыщена агрессивными фракциями (например, на химических и металлургических предприятиях, на побережьях морей, соленых озер), не допускается. Использование на ВЛ до 1000 В проводов ПСО-4 и ПСО-5 не рекомендуется в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более (применение провода ПСО-3 в этих районах не допускается).

leg.co.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о