Управление огнезадерживающими клапанами – 3 способа управления противопожарными клапанами.

Содержание

3 способа управления противопожарными клапанами.

Управлять противопожарными клапанами можно несколькими способами.

1. Используем шкаф управления и контроля клапанов;

2. Управление клапанами - из шкафа, а контроль - шлейфами пожарных приборов;

3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

Рассмотрим подробнее эти способы.

Введение.

Термины.

ОЗК - огнезадерживающий клапан.

КДУ - клапан дымоудаления.

КПВ - клапан подпора воздуха.

АПС - автоматическая пожарная сигнализация.

Реверсивный - привод клапана имеет два входа: для движения в направление открытия или закрытия требуется подача питания на соответствующий вход.

С возвратной пружиной - клапан открыт при наличии питания и закрывается под действием пружины при снятии питания.

Какие бывают противопожарные клапана.

По назначению: огнезадерживающие, дымоудаления, подпора воздуха и двойного действия.

По способу действия: с возвратной пружиной и реверсивные.

По алгоритму работы: закрываются при пожаре, открываются при пожаре, закрываются при пожаре и открываются после запуска пожаротушения для удаление огнетушащего вещества.

Применяемые клапана.

ОЗК, обычно, с возвратной пружиной - закрываются при пожаре.

КДУ и КПВ должны быть реверсивными.

Клапана двойного действия - это ОЗК, которые реверсивные. Не имеет смысла применять реверсивные приводы для ОЗК, которые не подразумевается использовать в качестве клапанов двойного действия.

Особенности, которые надо учитывать.

1. Для КДУ и КПВ мы должны контролировать целостность линий управления.

Задача контроля целостности цепи 220В сама по себе не простая.

2. Для всех клапанов мы должны контролировать положение заслонки клапана.

3. Запуск достаточно мощного вентилятора необходимо осуществлять только если открыт хотя бы один клапан соответствующей вентиляционной системы.

Были случаи вываливания клапана подпора воздуха, когда вентилятор включился при закрытом клапане, или складывания вентиляционного короба, когда включение вентилятора дымоудаления произошло при закрытых всех клапанах.

4. Существует требование наличия кнопки для местного опробования клапана:

СП 60.13330.2012 п. 12.4 "Дымовые и противопожарные клапаны, дымовые люки, фонари, фрамуги и окна, а также противодымные экраны с опускающимися полотнами, предназначенные для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное (в местах установки) управление".

5. Контроль целостности линии подачи сигнала управления из АПС в шкаф управления клапаном.

Способы управления и контроля противопожарных клапанов.

1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.

В шкафах используется релейная логика. Это древний, самый дорогой и самый надежный способ. Шкафы управления противопожарными клапанами работают как часы до сих пор.

Главная особенность - к каждому клапану от шкафа необходимо тянуть 5-ти или 6-ти проводной силовой кабель, что недешевое удовольствие.

Бывают как отдельные шкафы управления клапанами, так и шкафы управления, в которых совмещены управление клапанами и вентилятором одной вентсистемы.

Совмещенные шкафы с релейной логикой.

Совмещение имеет смысл и возможно, когда все параметры объекта заранее известны и можно не ошибиться с выбором заказного шкафа, что бывает очень редко. На совмещенный шкаф подается один сигнал, по которому и открываются/закрываются клапана и запускается/останавливается вентилятор.

Если система дымоудаления или подпора воздуха мощная, то имеет смысл использовать именно совмещенный шкаф с целью надежного контроля запуска двигателя только с открытым клапаном - иначе цена ущерба от смятого воздуховода может превысить экономию на шкафу.

С совмещенного шкафа выдается совокупные сигналы: "Все клапана закрыты", "Все клапана открыты", "Вентилятор запущен", "Авария(не готов)". Обычно в таком совмещенном шкафу присутствует логика, которая не позволяет запускаться вентилятору, если не открыт клапан. Если клапанов несколько, то логика разрешения запуска работает по схеме "И" или "ИЛИ".

Вот пример шкафа, частично имеющим нужный функционал: ВЕЗА ШСАУ.

Одна из моделей - "ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2":

ВПД означает, что шкаф подпора воздуха, 4П1 - что один вентилятор 4кВт, 3К2 - три клапана с 2-мя каналами управления (реверсивных).

Из схем видно, что шкаф работает по схеме "И" - должны открыться все клапана, чтобы вентилятор запустился.

Можно встретить и более примитивные шкафы управления вентилятором и клапанами, которые лишь формально можно такими назвать:

Часто можно видеть, когда клапана подключаются через дополнительные контакты пускателя двигателя или даже к одному из фазных проводников двигателя, если это клапана ОЗК.

Шкаф специально для клапанов.

Может быть отдельный шкаф для управления клапанами без функции управления вентилятором.

Это будет шкаф, подобный рассмотренному выше. Такой способ управления клапанами больше подходит для клапанов ОЗК.

Должно быть два совокупных выхода: "все клапана открыты" и "все клапана закрыты" - это разные выхода и не являются инверсными вариантами одного и того же выхода.

Выход "все клапана открыты" используется для разрешения запуска вентилятора соответствующих вентсистем. Выход "все клапана закрыты" - для диспетчеризации в противопожарной системе.

Полнофункциональный шкаф.

Как пример, приведу интересный блочно-модульный шкаф управления вентилятором и одним клапаном Абовян Технолоджи.

Блок релейной логики BU-SHU-DU, отвечает за получение команд от системы ППУ (прибора пожарного управления) и УДП (устройства дистанционного управления), а также за диспечеризацию шкафа.

Блок релейной логики BKL, отвечает за определение неисправности подключенного электродвигателя.

Блок релейной логики BU-K, отвечает за управление одним дымовым клапаном.

Например, для увеличения числа управляемых клапанов необходимо добавить нужное количество блоков BU-K.

Подробнее в статье "Шкафы управления противопожарным вентилятором и клапаном".

Проблемы управления клапанами со шкафов.

Контроль и диспетчеризация. Недостатки шкафа ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2 в том, что нет контроля целостности линий и нет совокупного выходного сигнала о том, что все клапана закрыты. Все это требует дополнительных элементов шкафа, что ведет к усложнению схемы и удорожанию. Контроля целостности линий управления клапанами не видел ни у одного шкафа с релейной логикой. Другое дело - шкаф из блоков.

Дистанционное и ручное (в местах установки) управление.

С небольшой натяжкой можно считать, что у шкафа ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2 есть способ это осуществить при помощи клемм для подключения пульта дистанционного управления ПДУ.

Сигналы состояния клапанов. Самая большая проблема такого способа вообще - необходимость привести сигнал состояния заслонки клапана. Это сигналы силовой логики, поэтому нужны силовые кабеля.

Например, в приведенном выше шкафу, в следствии того что общим для управления клапана есть 0, а общим для контроля клапана есть фаза, то к каждому клапану необходимо протянуть кабель с 6-ю проводниками. Огнестойкий силовой кабель с 6-ю проводами - это дорогой кабель В схеме для подсоединения клапана вообще предусмотрено 7 клемм, хотя две из них можно объединить. Альтернативные схемы шкафов требуют проводки 5-ти проводного кабеля.

Даже если управление клапанов может осуществляться одним кабелем (идущим от шкафа по всем клапанам), а клапана подключаться в цепь параллельно - все равно сигналы состояния должны быть индивидуально собраны от каждого клапана.

2. Управление клапанами - из шкафа, а контроль - шлейфами пожарных приборов.

Это мой любимый способ управления ОЗК. В нем совмещены простота реализации, надежность работы и минимизация стоимости.

Ведь при пожаре ОЗК должны просто обесточиваться, как и простые вентсистемы.

Под "шкафом управления клапанами ОЗК" может пониматься просто реле, пускатель или расцепитель на DIN-рейке в любом другом шкафу или боксе.

Сигналы управления клапанами подаются из шкафов управления вентиляцией или дополнительных релейных модулей пожарной сигнализации. Это может быть дополнительный контакт пускателя вентилятора или контакт реле шкафа управления вентилятором.

Можно организовать схему управления клапанами вообще независимой от шкафов управления вентиляторами: вентиляция в своем разделе проекта, а клапана в разделе проекта АПС.

Для управления клапаном можно применить релейный модуль расширения, включенный в состав системы АПС, или реле, управляемое сигналом из АПС.

Для всех клапанов на объекте может быть один управляемый выход, к которому и подключаются все клапана, как осветительные приборы к выключателями.

Контроль состояния клапанов будет осуществляться адресными метками, установленными возле клапанов, или шлейфами любого пожарного прибора, хоть "Сигнал20".

Если прибор не предусматривает тип шлейфа "Технологический" можно использовать "Охранный шлейф".

Отображение состояния - средствами системы пожарной сигнализации, например - те ми же индикаторами состояния шлейфа "Сигнал20".

3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

С появлением требования чтобы КДУ и КПВ были реверсивными и контролировалась целостность цепей управления, применение способов управления с только релейной логикой стало проблематичным.

Проблема может решаться, включением в цепи управления устройства контроля линий связи и пуска (силовое) УКЛСиП (С):

На практике, правда, ни разу не видел подобное и самому в голову не пришло запроектировать.

Но если мы размещаем УКЛСиП (С) в шкафу, то в момент нажатия кнопки ручного опробования возникнет сигнал аварии линии. Можно конечно увеличить время интегрирования в параметрах шлейфа - надо будет попробовать.

Распространенным решением стало появление в линейке продуктов производителей систем АПС специализированных модулей управления клапанами. Самыми популярными являются модули адресных систем Болид и Рубеж - МДУ-1 и С2000-СП4:

Есть много альтернативных экзотических решений у других производителей адресных систем пожарной сигнализации, заслуживающих отдельного обзора.

Модули управления клапанами и другой нагрузкой 220В с контролем целостности.

Здесь будет коллекция ссылок на страницы модулей управления (адресных и шлейфовых) клапаном различных производителей.

БР-4 (ПСК-Модуль), ИСМ-220 (Сигма), МАКС-У (Юнитроник), ВЭРС-АСД(У) (ВЭРС), Z-027 (Z-Line), МС322 (Плазма-Т), БУОК (Форинд), БР-1+ (Кластер Автоматики), БУКП-4 (Гольфстрим-Автоматика), БУЭП (ТДС Прибор), КУПТ-06 (Миртен), IMP3 (Лиора), Карат БР4 (Сибирский арсенал), БР-1М (Сис ПБ), ИСМ220 ИСП4(Рубикон), МС322 (Плазма-Т), МАКС-УРП (Юнитроник), БКПБКП220/РК(Гефест).

Надо будет изучить все эти модели подробнее, хотя всегда оказывается на практике все не так, как предполагал.

При использовании модулей управления клапанами необходимо развести по объекту два кабеля, соединяющие все модули: адресную линию связи и сетевой кабель питания.

Такое решение призвано значительно удешевить и упростить систему противодымной защиты.

Проблемы управления клапанами с использованием модулей.

На первый план выходят пусконаладочные работы. Система оказывается должна быть проще в монтаже и дешевле (что не факт), но непременно будет сложнее в настройке.

К примеру, вот инструкция по настройке блока С2000-СП4.

Оказалось, что подружить приводы клапанов и модули управления нелегко. У дешевых приводов (а для ОЗК будут установлены именно дешевые приводы) что-то не так с сопротивлением обмотки. Необходимо подбирать дополнительные сопротивления и конденсаторы в силовую цепь управления приводами, чтобы модуль управления все время не ругался на обрыв или КЗ линии управления.

Производитель С2000-СП4 предлагает такие решения:

Но в итоге на объектах можно увидеть такую картину:

Резистор нагревается до температуры плавления пластика.

Более того, оказалось что клапаны бывают "вырубленные топором", что не позволяет корректно настроить работу концевых датчиков хода. Если шлейф, при невозможности настройки, можно обмануть, то модуль ругается и глючит.

Поэтому сам стараюсь избегать модулей управления клапанами для огнезадерживающих клапанов. А вот с дымоудалением и подпором воздуха ничего не поделаешь - тут только модули. Если конечно на объекте не запроектированы шкафы с релейной логикой.

Контроль целостности цепи управления клапанами.

Как видно из всего вышесказанного, основная проблема с клапанами возникает в связи с требованием контроля целостности цепи управления потребителем 220В.

Эта непростая задача стоит отдельного рассмотрения: "Проблема непрерывного контроля целостности цепи управления 220В".

Еще записи по теме

fil-tec.ru

Проект автоматики управления огнезадерживающимиклапанами / Автоматизация / Pozhproekt.ru

Разработчик: ООО "Пожавтоматика"
Год разработки – 2010
Формат чертежей – DWG
Формат документов: DOC

Для обеспечения требований СП 7.13130.2009 п.6.54 на воздуховодах в местах пересечения противопожарной преграды обслуживаемого помещения, а также при пересечении ограждающих конструкций венткамер, устанавливаются противопожарные нормально открытые клапана огнестойкостью ЕI 60 (СП 7.13130.2009, п.6.65).

На воздуховодах общеобменных и местных систем вентиляции, обслуживающих не взрывоопасные производства предусмотрены огнезадерживающие клапана с электро-магнитным приводом, а в общеобменных и местных системах вентиляции обслуживающих взрывоопасные производства предусмотрены огнезадерживающие клапана взрывобезопасного исполнения с электромеханическим приводом «Вelimo».

Автоматика управления огнезадерживающими клапанами (ОЗК) выполнена на базе следующего оборудования:

  • «С2000» - Пульт контроля и управления
  • «С2000-СП1» - Исполнительный релейный бок
  • «УК-ВК/02» - Устройство коммутационное
  • «РИП-12» - Резервный источник питания
  • «ШУОК» - Шкаф управления огнезадерживающими клапанами
  • «ПМУ-2» - Пульт местного управления
  • «ВКИ-216» - Выключатель кнопочный.
Режимы управления ОЗК:
  • «Автоматический режим»- управление клапанами производится по сигналу от системы автоматической пожарной сигнализации.
  • «Дистанционный режим» – управление клапанами производится по сигналу от пусковых элементов, расположенных в помещении пожарного поста (выключатель кнопочный).
  • «Ручной режим» – от кнопки «грибок» на дверце шкафа управления огнезадерживающими кланами (ШУОК).

 Пульт контроля и управления охранно-пожарный "С2000"

Пульт контроля и управления предназначен для регистрации и отображения тревожных и служебных сообщений, программирования параметров системы и управления состояниями и режимами шлейфов сигнализации (ШС).
Технические характеристики:
  • напряжение питания - от 10,2 до 28,4 В
  • типовой ток потребления в дежурном режиме составляет:
  • при напряжении питания 12 В - 70 мА
  • при напряжении питания 24 В - 35 мА
  • рабочий диапазон температур - от +1 до +40 °С

Исполнительный релейный блок С2000-СП1 исп.01

Программируемая логика управления реле позволяет управлять различными исполнительными устройствами, в данном проекте выдает управляющие сигналы на ШУОК – шкафы  управления огнезадерживающими клапанами.
Технические характеристики:
  • количество выходов – 4 релейных выхода с переключаемыми контактами
  • напряжение питания – 12 В ... 24 В
  • максимальная коммутируемая мощность каждого реле - 2500 ВА
  • максимальное коммутируемое напряжение ~280 В
  • максимальный коммутируемый ток одного канала - 10 А
  • потребляемый ток прибором, не более исп.01 - 300 мА
  • рабочий диапазон температур - от минус 30 до +50 °С

Резервированный источник питания «РИП-12»

Резервированный источники вторичного электропитания обеспечивают бесперебойным питанием с номинальным напряжением 12В, автоматически переходят на резервное питание при отключении электрической сети.
Технические характеристики и условия эксплуатации:
  • напряжение питающей сети: ~220В 50Гц с пределами изменения от 187 до 242В;
  •  температура окружающей среды от  -10 до + 40° С;
  • относительная влажность воздуха не более 90%;
  • отсутствие в воздухе агрессивных веществ (паров кислот, щелочей и пр.) и токопроводящей пыли.
  •  Шкаф управления огнезадерживающими клапанами ШУОК

    В исходном состоянии цепи управления находятся под напряжением. При пожаре происходит разрыв соответствующей цепи и перевод огнезадерживающих клапанов в рабочее состояние путем снятия питания с электромеханических приводов (с возвратной пружиной) или подачи питания на электромагнитные привода. При перекоммутации перекидных контактов исполнительного реле в шкафу управления ШУОК возможно изменение управления огнезадерживающими клапанами как от Н.З. контакта так и Н.Р. контакта аппаратуры пожарной сигнализации. Проверка исправности огнезадерживающих клапанов производится нажатием на кнопку "Грибок" с фиксацией - на двери шкафа.

    На двери шкафа ШУОК отображается следующая информация:
    • наличие напряжения питания 220В 50Гц ;
    • "ОЗК ОТКРЫТ" - состояние огнезадерживающего клапана;
    • "ОЗК ЗАКРЫТ" - состояние огнезадерживающего клапана;
    • получение сигнала "Пожар".

    Пульт местного управления ПМУ-2

    Пульты местного управления устанавливаются рядом со шкафами управления ОЗК. Данный пульт может быть использован для проверки работоспособности клапанов, как в процессе монтажных работ, так и при эксплуатации. Орган управления: тумблер SA1 на два фиксированных положения.

    Исходное состояние: тумблер SA1 находится в положении "АВТ" – автоматического управления, на электропривод противопожарного клапана через пульт подается напряжение питания - клапан ОЗК открыт. На крышке пульта горит соответствующая индикация зеленым цветом.

    Рабочее состояние: для проверки работоспособности клапана (перевода в рабочее состояние: капан ОЗК закрыт) необходимо установить тумблер SA1 в положение "РУЧН" -  ручного управления (имитация сигнала "Пожар"). На крышке пульта загорится соответствующая индикация красным цветом. При переводе тумблера SA1 обратно в положение "АВТ" клапан возвращается в исходное состояние.


    Скачать проект автоматизации огнезащитных клапанов

    Проект автоматики управления огнезадерживающими клапанами
    project-automatica-ozk-2010.zip 1008
    SHA1: 7daa3d2788521287dde53bf2aa69be4d871b8816

    pozhproekt.ru

    Автоматика противодымной вентиляции

    Противопожарные клапаны занимают одно из самых важных мест в противопожарной защите зданий. Основные требования, выдвигаемые к противопожарным клапанам, — это своевременное удаление продуктов горения из путей эвакуации и блокирование распространения огня по воздуховодам между помещениями.

    Противопожарные клапаны по функциональному назначению делятся на огнезадерживающие и дымовые. Первые устанавливаются в каналах общеобменной вентиляции, вторые используются в противодымной вентиляции. Корпус клапана устанавливается непосредственно в проёме и крепится к ограждающим строительным конструкциям. Заслонка клапана – подвижный элемент, расположенный в корпусе и перекрывающий его проходное сечение. Привод клапана – механизм для перемещения заслонки. У клапанов существует два состояния, зависящие от положения заслонки, – исходное и рабочее. Для дымовых клапанов исходное состояние закрытое, а для огнезадерживающих клапанов – открытое. Управление противопожарными клапанами сводится к управлению приводами и осуществляется коммутацией напряжения переменного тока 220 В или напряжения постоянного/переменного тока 24 В на соответствующих клеммах привода. Алгоритм управления противопожарными клапанами определяется заданием на проектирование и, как правило, учитывает следующую хронологическую последовательность: при обнаружении пожара отключается общеобменная вентиляция, закрываются огнезадерживающие клапаны, открываются дымовые клапаны и запускаются вентиляторы вытяжной, а затем через 20–30 сек – приточной противодымной вентиляции.

    Автоматика управления противопожарными клапанами реализуется в ИСО «Орион» с помощью блока «С2000-СП4». Блок способен управлять электромеханическим (в том числе реверсивным) или электромагнитным приводом посредством релейной коммутации напряжения на клеммы привода, обеспечивать контроль линий управления приводом и положения заслонки клапана.

    Для управления клапаном «С2000-СП4» имеет два выхода, через которые на привод коммутируется напряжение переменного тока 220 В или переменного/постоянного тока 24В, в зависимости от исполнения блока. В приборе предусмотрено отдельное питание силовой части схемы, что позволяет от одного источника питать прибор и управлять приводом. Кроме этого, в «С2000-СП4» выходные силовые цепи гальванически развязаны от двухпроводной линии связи с контроллером «С2000-КДЛ». Это обеспечивает дополнительную степень помехоустойчивости и защиты слаботочной линии связи. Контролируемые выходы обладают обнаружить неисправность привода, например, обрыв обмотки электромагнита или электродвигателя. Наличие двух выходов позволяет с помощью одного «С2000-СП4» управлять электромеханическим реверсивным приводом, использующим электродвигатель с двумя обмотками. Для контроля положения заслонки в «С2000-СП4» предусмотрены два контролируемых входа подключения концевых переключателей привода. Для обеспечения ручного управления приводом и тестовой проверки клапана в блоке имеется возможность подключения внешней кнопки управления. Прибор имеет светодиоды, сигнализирующие о состоянии связи прибора с контроллером «С2000-КДЛ», исправности привода клапана и положения заслонки. Сообщения о состоянии клапанов также отображаются на ЖК-индикаторе пульта «С2000М» и при необходимости могут индицироваться на блоках индикации «С2000-БИ», «С2000-БКИ» или на интерактивных планах помещений в АРМ «Орион Про». Команды управления противопожарными клапанами «С2000-СП4» получает от контроллера «С2000-КДЛ», к которому он подключается по двухпроводной адресной линии связи. В свою очередь, «С2000-СП4» передаёт сообщения о состоянии подключенных цепей противопожарного клапана в «С2000-КДЛ», и далее они поступают в пульт «С2000М». Управление системой противодымной защиты предусмотрено от системы пожарной сигнализации (в автоматическом режиме), с пульта «С2000М» или блока «С2000-БКИ» в помещении пожарного поста (дистанционно), от кнопок ручного пуска установленных у эвакуационных выходов с этажей «УДП 513-3АМ исп.02» в соответствии с СП 7.13130.2013.

    Вентиляторы ДУ, ПВ и ОВ управляются шкафами ШКП (поставляются шкафы мощностью 4, 10, 18, 30, 45, 75, 110, 250 кВт), которые в свою очередь контролируются блоками «С2000-4».

    Структурная схема управления клапанами при использовании «С2000-СП4» с питанием 24 В изображена на рис.

    Структурная схема управления противопожарными клапанами

    В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Другой нормативный документ, определяющий параметры электропитания для автоматики пожаротушения — ГОСТ Р 53325-2012 . В нем указано:

    • по степени обеспечения надежности электроснабжения электроприемники автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации следует относить к I категории согласно Правилам устройства электроустановок, за исключением электродвигателей компрессора, насосов дренажного и подкачки пенообразователя, относящихся к III категории электроснабжения;

    • при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме. При этом допускается ограничить время работы резервного источника в тревожном режиме до 1,3 времени выполнения задач системой пожарной автоматики;

    • при использовании аккумулятора в качестве источника питания должен быть обеспечен режим подзарядки аккумулятора.

    Таким образом, бесперебойное питание приборов управления пожаротушением «С2000-АСПТ» и «Поток-3Н» может осуществляться от устройств АВР шкафов пожарной автоматики для зданий, спроектированных по 1 категории электроснабжения. При отсутствии АВР, может использовать резервированное электропитание от встроенных аккумуляторов.

    Для организации бесперебойного питания насосов систем водяного пожаротушения и вентиляторов противодымной защиты, управляемых «ШКП» различных номиналов, рекомендуется использовать специальные шкафы ввода резерва «ШВР-30», «ШВР-110», «ШВР-250». Они предназначены для обеспечения автоматического переключения питания с основного ввода трехфазного электропитания на резервный и обратно, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53325-2012 п.7.2.8

    «ШВР» визуально отображают и передают на БПК состояния основного и резервного вводов питания.

    ШВР в составе ППУ

    bolid.ru

    Огнезадерживающие клапаны: типы, устройство, требования

    Деление строений противопожарными перегородками, стенами на пожарные отсеки является оптимальным решением для ограничения распространения огня, ядовитых дымовых газов.

    Противопожарные люки, двери, ворота, шторы выполняют ту же функцию, защищая проемы в строительных преградах. Распространению пламени по инженерным, технологическим трубопроводам эффективно препятствуют противопожарные муфты, огнепреградители.

    На пути движения открытого пламени, теплового потока в воздуховодах вентиляционных систем устанавливают огнезадерживающие клапаны.

    Типы

    СП 112.13330.2011, являющийся актуализированным вариантом СНиП 21-01-97*, устанавливает предел огнестойкости клапана огнезадерживающего, аналогичным другим заполнениям строительных преград огню, теплу 1–3 типов, в интервале EI 15–60 соответственно.

    Конструкторами компаний производителей разработаны несколько типов этих технических устройств, выпускающихся серийно:

    • Нормально открытые огнезадерживающие клапаны – закрывающиеся при обнаружении очагов тления, возгорания в помещениях, обслуживаемых системами вентиляции, извещателями пожарными в составе установок тушения пожаров и/или сигнализации.

    Именно этот наиболее распространенный тип подобных устройств чаще всего называют огнезадерживающими клапанами, что полностью соответствует их функциональному назначению.

    Они устанавливаются как на воздуховодах – коробах, трубах, шахтах общеобменной вентиляции зданий, обеспечивающих баланс притока/вытяжки, кондиционирования воздуха, так и на местных отсосах из помещений высоких категорий по взрывопожарной опасности. В последнем случае используются огнезадерживающие изделия во взрывозащищенном варианте исполнения.

    • Клапаны огнезадерживающие двойного действия при нормальных условиях в защищаемых помещениях открыты, закрываясь в случае обнаружения возгорания в них; вновь открываясь после окончания тушения пожара для устранения/вытяжки дымовых продуктов горения, огнетушащих веществ – порошка, аэрозоля, газовой смеси, штатно сработавших газовых, аэрозольных установок, порошковых систем пожаротушения.
    • Клапаны противопожарные универсальные предназначены для эксплуатации как в качестве огнезадерживающих устройств в воздуховодах общеобменной вентиляции зданий, так и составе систем противодымной защиты.
    Типы огнезадерживающих клапанов противопожарныхТипы огнезадерживающих клапанов противопожарных

    Типы огнезадерживающих клапанов

    Для сведения: относятся к клапанам противопожарным, но не являются устройствами для сдерживания открытого огня, клапаны дымоудаления – нормально закрытые/открытые, использующиеся в составе систем дымоудаления, принудительной подачи чистого воздуха, обслуживающих помещения на основных эвакуационных путях, выходах зданий, сооружений.

    Подключение огнезадерживающих клапанов, эксплуатирующихся в автоматическом, дистанционном режиме пуска, в состав как проектируемых, так и существующих систем вентиляции строений любого функционального предназначения не представляет особенных проблем; а монтажно-наладочные работы по установке – сложности, больших затрат.

    Устройство

    На рынке представлено довольно много серийных образцов этой пожарно-технической продукции, востребованной в основном при возведении зданий, сооружений, их реконструкции, но также и при капитальном ремонте вентиляционных систем, состоящих из следующих элементов:

    • Корпус. Он может быть в поперечном сечении квадратным, прямоугольным или круглым, что дает возможность проведения монтажных работ на любых по геометрической конфигурации коробах, трубах воздуховодов различных систем вентиляции.

    Материал для производства – оцинкованная или нержавеющая сталь. Для возможности подсоединения огнезадерживающего клапана к стенам, капитальным перегородкам оснащается одним фланцем, для включения в вентиляционный тракт – двумя фланцами.

    Оба варианта исполнения – стеновой и канальный позволяют вести подключение огнезадерживающих устройств как с помощью болтовых соединений с использованием прокладок, стойких к огневому, тепловому воздействию, так и электросваркой.

    Корпус огнезадерживающего клапана большинством компаний производится для двух вариантов исполнения – с внутренним или наружным размещением привода устройства в действие.

    • Заслонка, что представляет собой поворотную конструкцию, полностью размещенную внутри корпуса изделия. Заслонки огнезадерживающих клапанов изготавливаются как цельными для стандартных изделий, так и многостворчатыми – для устройств, предназначенных для инсталлирования в воздуховоды вентиляции большого сечения.

    Чтобы обеспечить требуемый нормативной документацией временной предел стойкости к огню, внутренние поверхности стенок корпусов, а также заслонки устройств покрывают различными видами термостойких красок, мастик, лаков по методикам, способами огнезащиты металлических конструкций.

    • Привод огнезадерживающего клапана – электромеханический/магнитный, пружинный, при этом управление его пуском является автоматическим или дистанционным.

    Командный сигнал на приведение в действие поступает от приемно-контрольной аппаратуры установок АПС, блоков управления стационарных систем пожаротушения.

    Как правило, сигнализирующее устройство шлейфа пожарной сигнализации в таких системах – это датчик дыма или газовый, проточный, аспирационный, комбинированный пожарный извещатель, чутко реагирующий на признаки пиролиза, тления, начала возгорания органики в защищаемых помещениях.

    Устройство клапана огнезадерживающего противопожарногоУстройство клапана огнезадерживающего противопожарного

    Устройство клапана

    Это позволяет вовремя изолировать, практически полностью герметизировать помещение, исключив распространение не только потока открытого пламени, но и дыма, тепла по воздуховодам в смежные, с обслуживаемым вентиляционной системой, помещения здания.

    Стандартный ряд типовых размеров корпусов серийных огнезадерживающих клапанов у большинства производителей начинается с диаметра 0, 2 м для изделий круглого поперечного сечения; 0, 2 х 0,2 м – для квадратного.

    Нормативного предела не существует, потому при проектировании воздуховодов большого сечения в составе вентиляционных систем, обслуживающих цеха крупных промышленных предприятий, сооружения общественного назначения значительного строительного объема, производителям вполне по силам изготовить огнезадерживающий клапан необходимого размера.

    Требования

    Основным назначением таких огнезадерживающих устройств является защита всех видов, типов установок/систем вентиляции в местах пересечения ими строительных преград от воздействия открытого пламени, теплового потока.

    Вторичное назначение – это оперативное управление, контроль удаления летучих ядовитых горячих продуктов горения, взвесей мелких твердых частиц не прогоревших органических веществ; использовавшихся в ходе ликвидации пожара огнетушащих средств – порошка, газа, аэрозоля.

    Нормативные требования к огнезадерживающим клапанам устанавливают следующие официальные документы:

    • СП 60.13330.2012 – о вентиляционных системах зданий, строений, сооружений общественного, производственного назначения.
    • СП 7.13130.2013 – о противопожарных требованиях к системам вентиляции.
    • НПБ 241-97, ГОСТ Р 53301-2013 – об испытаниях противопожарных клапанов на стойкость к воздействию открытого огня.

    Эти нормы называют огнезадерживающие клапаны автоматическими/дистанционными техническими устройствами для экстренного/оперативного перекрывания вентиляционных трактов, проемов в противопожарных стенах, перекрытиях, перегородках, имеющими пределы состояний по потере плотности – Е, способности теплоизоляции – I; устанавливают полный перечень требований к ним.

    Важно: в пакет сопроводительной технической документации на каждое изделие должен входить сертификат ПБ, а на огнезадерживающие клапаны во взрывозащищенном варианте исполнения – сертификат взрывобезопасности.

    Управление

    Управление такими устройствами в составе вентиляционных систем зданий, сооружений осуществляется через шкаф огнезадерживающих клапанов, предназначенный для непрерывного контроля за несколькими изделиями – обычно до 4, формирующий команды на приведение в действие.

    Кроме того, такой шкаф/блок управления ведет контроль наличия электрического питания, исправности приводов огнезадерживающих клапанов, используется для периодической проверки работоспособного состояния этих устройств.

    Применение

    Установка огнезадерживающих клапанов возможна как на горизонтальных, вертикальных участках воздуховодов установок/систем вентиляции, так и внутри противопожарных преград – перекрытий, стен, перегородок, за подвесными потолками, в вытяжных каналах; шахтах, в т. ч. для защиты пассажирских, пожарных лифтов.

    Оптимальный вариант установки – внутри противопожарной преграды, что на практике обеспечивает прочность, плотность заполнения вентиляционного короба, трубы даже после обрушения, разрушения воздуховода, подсоединенного к огнезадерживающему клапану.

    Применяться огнезадерживающие устройства могут во всех типах установок общеобменных, вытяжных систем вентиляции в температурном диапазоне эксплуатации – от — 30 до + 40℃, при обеспечении отсутствия попадания атмосферных осадков, возможности конденсации влаги внутри корпуса клапана; а воздух защищаемого помещения не должен содержать химически активные, агрессивные пары, газы, аэрозоли.

    Проектирование систем вентиляции с использованием огнезадерживающих клапанов, как и их монтаж, технический сервис, должны вести специализированные организации, предприятия, обладающие соответствующими лицензиями, допусками на право ведения работ.

    fire-truck.ru

    Схема управления огнезадерживающим клапаном КПУ-1Н с электроприводом в формате dwg

    клапан с электроприводом с пружинным возвратом

    В данной статье будет рассматриваться схема управления огнезадерживающим (противопожарным) клапаном типа КПУ-1Н-0-Н-МП220-Т компании ООО «ВЕЗА» с электроприводом с пружинным возвратом типа BF230 производства фирмы BELIMO (Швеция).

    электропривод с пружинным возвратом типа BF230

    Принцип работы клапана.

    При подаче питания на электропривод клапана, заслонка клапана открывается, взводиться возвратная пружина. При прекращении подачи питания под воздействием возвратной пружины заслонка клапана закрывается (защитное положение клапана).

    Схема управления огнезадерживающим клапаном КПУ-1Н с электроприводом с пружинным возвратом

    Управление клапаном возможно вручную с использованием рукоятки ручного взвода пружины, либо дистанционно с пульта управления путем подачи питания на привод.

    Исходя из принципа работы огнезадерживающего клапана с электроприводом с пружинным возвратом, реализована схема управления клапана.

    Так при срабатывании пожарных извещателей, контакт от АПС размыкает цепь питания промежуточного реле KL5, соответственно контакты 11-14 реле KL5 размыкаются, тем самым обесточивая электропривод клапана и под воздействием возвратной пружины заслонка клапана закрывается. В это время загорается сигнальная лампа «Пожар» и звенит звонок. Снятие звукового сигнала осуществляется кнопкой SB2 (кнопка без самовозврата).

    Если подача питания на привод восстановится, клапан обратно откроется.

    В данной схеме предусмотрено также ручное закрытие клапана с помощью кнопки SB1 (кнопка без самовозврата).

    На сигнальные лампы выведены сигналы: «Ввод №1», «Ввод №2», «Заклинивание клапана», «Клапан открыт», «Клапан закрыт», «Пожар».

    Схему управления огнезадерживающим (противопожарным) клапаном типа КПУ-1Н-0-Н-МП220-Т с электроприводом с пружинным возвратом выполненную в программе AutoCad в формате dwg, вы можете скачать абсолютно бесплатно.

    Поделиться в социальных сетях

    raschet.info

    Типы огнезадерживающих клапанов: КПВ, КПС и КОП