Однофазный двигатель с конденсатором: Однофазный двигатель с конденсатором схема подключения

Содержание

Запуск однофазного двигателя конденсаторы

Однофазный асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой

Конструкция однофазного двигателя с вспомогательной или пусковой обмоткой

Статор имеет две обмотки, расположенные под углом 90° относительно друг друга. Основная обмотка называется главной (рабочей) и обычно занимает 2/3 пазов сердечника статора, другая обмотка называется вспомогательной (пусковой) и обычно занимает 1/3 пазов статора.

Двигатель фактически является двухфазным, но так как рабочей является только одна обмотка, электродвигатель называют однофазным.

Ротор обычно представляет из себя короткозамкнутую обмотку, также из-за схожести называемой "беличьей клеткой". Медные или алюминиевые стержни которого с торцов замкнуты кольцами, а пространство между стержнями чаще всего заливается сплавом алюминия. Так же ротор однофазного двигателя может быть выполнен в виде полого немагнитного или полого ферромагнитного цилиндра.

Принцип работы однофазного асинхронного двигателя

Для того чтобы лучше понять работу однофазного асинхронного двигателя, давайте рассмотрим его только с одним витком в главной и вспомогательной обмотки.

Рассмотрим случай когда в вспомогательной обмотки не течет ток. При включении главной обмотки статора в сеть, переменный ток, проходя по обмотке, создает пульсирующее магнитное поле, неподвижное в пространстве, но изменяющееся от +Фmах до -Фmах.

Если поместить ротор, имеющий начальное вращение, в пульсирующее магнитное поле, то он будет продолжать вращаться в том же направлении.

Чтобы понять принцип действия однофазного асинхронного двигателя разложим пульсирующее магнитное поле на два одинаковых круговых поля, имеющих амплитуду равную Фmах/2 и вращающихся в противоположные стороны с одинаковой частотой:

,

  • где nпр – частота вращения магнитного поля в прямом направлении, об/мин,
  • nобр – частота вращения магнитного поля в обратном направлении, об/мин,
  • f1 – частота тока статора, Гц,
  • p – количество пар полюсов,
  • n1 – скорость вращения магнитного потока, об/мин

Действие пульсирующего поля на вращающийся ротор

Рассмотрим случай когда ротор, находящийся в пульсирующем магнитном потоке, имеет начальное вращение. Например, мы вручную раскрутили вал однофазного двигателя, одна обмотка которого подключена к сети переменного тока. В этом случае при определенных условиях двигатель будет продолжать развивать вращающий момент, так как

скольжение его ротора относительно прямого и обратного магнитного потока будет неодинаковым.

Будем считать, что прямой магнитный поток Фпр, вращается в направлении вращения ротора, а обратный магнитный поток Фобр – в противоположном направлении. Так как, частота вращения ротора n2 меньше частоты вращения магнитного потока n1, скольжение ротора относительно потока Фпр будет:

,

  • где sпр – скольжение ротора относительно прямого магнитного потока,
  • n2 – частота вращения ротора, об/мин,
  • s – скольжение асинхронного двигателя

Магнитный поток Фобр вращается встречно ротору, частота вращения ротора n2 относительно этого потока отрицательна, а скольжение ротора относительно Фобр

,

  • где sобр – скольжение ротора относительно обратного магнитного потока

Согласно закону электромагнитной индукции прямой Фпр и обратный Фобр магнитные потоки, создаваемые обмоткой статора, наводят в обмотке ротора ЭДС , которые соответственно создают в короткозамкнутом роторе токи I2пр и I2обр. При этом частота тока в роторе пропорциональна скольжению, следовательно:

,

  • где f2пр – частота тока I2пр наводимого прямым магнитным потоком, Гц

,

  • где f2обр – частота тока I2обр наводимого обратным магнитным потоком, Гц

Таким образом, при вращающемся роторе, электрический ток I2обр, наводимый обратным магнитным полем в обмотке ротора, имеет частоту f2обр, намного превышающую частоту f2пр тока ротора I2пр, наведенного прямым полем.

Согласно закону Ампера, в результате взаимодействия электрического тока I2пр с магнитным полем Фпр возникает вращающий момент

,

  • где Mпр – магнитный момент создаваемый прямым магнитным потоком, Н∙м,
  • сM — постоянный коэффициент, определяемый конструкцией двигателя

Электрический ток I2обр, взаимодействуя с магнитным полем Фобр, создает тормозящий момент Мобр, направленный против вращения ротора, то есть встречно моменту Мпр:

,

  • где Mобр – магнитный момент создаваемый обратным магнитным потоком, Н∙м

Результирующий вращающий момент, действующий на ротор однофазного асинхронного двигателя,

,

Тормозящее действие обратного поля

При работе однофазного двигателя в пределах номинальной нагрузки, то есть при небольших значениях скольжения s = sпр, крутящий момент создается в основном за счет момента Мпр. Тормозящее действие момента обратного поля Мобр — незначительно. Это связано с тем, что частота f2обр много больше частоты f2пр, следовательно, индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора х2обр = x2sобр току I2обр намного больше его активного сопротивления. Поэтому ток I2обр, имеющий большую индуктивную составляющую, оказывает сильное размагничивающее действие на обратный магнитный поток Ф

обр, значительно ослабляя его.

,

  • где r2 – активное сопротивление стержней ротора, Ом,
  • x2обр – реактивное сопротивление стержней ротора, Ом.

Если учесть, что коэффициент мощности невелик, то станет, ясно, почему Мобр в режиме нагрузки двигателя не оказывает значительного тормозящего действия на ротор однофазного двигателя.

Действие пульсирующего поля на неподвижный ротор

При неподвижном роторе (n2 = 0) скольжение sпр = sобр = 1 и Мпр = Мобр, поэтому начальный пусковой момент однофазного асинхронного двигателя Мп = 0. Для создания пускового момента необходимо привести ротор во вращение в ту или иную сторону. Тогда s ≠ 1, нарушается равенство моментов Мпр и Мобр и результирующий электромагнитный момент приобретает некоторое значение .

Пуск однофазного двигателя. Как создать начальное вращение?

Одним из способов создания пускового момента в однофазном асинхронном двигателе, является расположение вспомогательной (пусковой) обмотки B, смещенной в пространстве относительно главной (рабочей) обмотки A на угол 90 электрических градусов. Чтобы обмотки статора создавали вращающееся магнитное поле токи I

A и IB в обмотках должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга. Для получения фазового сдвига между токами IA и IB в цепь вспомогательной (пусковой) обмотки В включают фазосмещающий элемент, в качестве которого используют активное сопротивление (резистор), индуктивность (дроссель) или емкость (конденсатор) [1].

После того как ротор двигателя разгонится до частоты вращения, близкой к установившейся, пусковую обмотку В отключают. Отключение вспомогательной обмотки происходит либо автоматически с помощью центробежного выключателя, реле времени, токового или дифференциального реле, или же вручную с помощью кнопки.

Таким образом, во время пуска двигатель работает как двухфазный, а по окончании пуска — как однофазный.

Подключение однофазного двигателя

С пусковым сопротивлением

Двигатель с расщепленной фазой – однофазный асинхронный двигатель, имеющий на статоре вспомогательную первичную обмотку, смещенную относительно основной, и короткозамкнутый ротор [2].

Однофазный асинхронный двигатель с пусковым сопротивлением – двигатель с расщепленной фазой, у которого цепь вспомогательной обмотки отличается повышенным активным сопротивлением.

Для запуска однофазного двигателя можно использовать пусковой резистор, который последовательно подключается к пусковой обмотки. В этом случае можно добиться сдвига фаз в 30° между токами главной и вспомогательной обмотки, которого вполне достаточно для пуска двигателя. В двигателе с пусковым сопротивлением разность фаз объясняется разным комплексным сопротивлением цепей.

Также сдвиг фаз можно создать за счет использования пусковой обмотки с меньшей индуктивностью и более высоким сопротивлением. Для этого пусковая обмотка делается с меньшим количеством витков и с использованием более тонкого провода чем в главной обмотке.

Отечественной промышленностью изготавливается серия однофазных асинхронных электродвигателей с активным сопротивлением в качестве фазосдвигающего элемента серии АОЛБ мощностью от 18 до 600 Вт при синхронной частоте вращения 3000 и 1500 об/мин, предназначенных для включения в сеть напряжением 127, 220 или 380 В, частотой 50 Гц.

С конденсаторным пуском

Двигатель с конденсаторным пуском – двигатель с расщепленной фазой, у которого цепь вспомогательной обмотки с конденсатором включается только на время пуска.

Среди фазосдвигающих элементов, только конденсатор позволяет добиться наилучших пусковых свойств однофазного асинхронного электродвигателя.

Двигатели в цепь которых постоянно включен конденсатор используют для работы две фазы и называются – конденсаторными. Принцип действия этих двигателей основан на использовании вращающегося магнитного поля.

Однофазный электродвигатель с экранированными полюсами

Двигатель с экранированными полюсами – двигатель с расщепленной фазой, у которого вспомогательная обмотка короткозамкнута.

Статор однофазного асинхронного двигателя с экранированными полюсами обычно имеет явно выраженные полюса. На явно выраженных полюсах статора намотаны катушки однофазной обмотки возбуждения. Каждый полюс статора разделен на две неравные части аксиальным пазом. Меньшую часть полюса охватывает короткозамкнутый виток. Ротор однофазного двигателя с экранированными полюсами – короткозамкнутый в виде "беличьей" клетки.

При включении однофазной обмотки статора в сеть в магнитопроводе двигателя создается пульсирующий магнитный поток. Одна часть которого проходит по неэкранированной Ф’, а другая Ф" – по экранированной части полюса. Поток Ф" наводит в короткозамкнутом витке ЭДС Ek, в результате чего возникает ток Ik отстающий от Ek по фазе из-за индуктивности витка. Ток Ik создает магнитный поток Фk, направленный встречно Ф", создавая результирующий поток в экранированной части полюса Фэ=Ф"+Фk. Таким образом, в двигателе потоки экранированной и неэкранированной частей полюса сдвинуты во времени на некоторый угол.

Пространственный и временной углы сдвига между потоками Фэ и Ф’ создают условия для возникновения в двигателе вращающегося эллиптического магнитного поля, так как Фэ ≠ Ф’.

Пусковые и рабочие свойства рассматриваемого двигателя невысоки. КПД намного ниже, чем у конденсаторных двигателей такой же мощности, что связано со значительными электрическими потерями в короткозамкнутом витке.

Однофазный электродвигатель с асимметричным магнитопроводом статора

Статор такого однофазного двигателя выполняется с ярко выраженными полюсами на не симметричном шихтованном сердечнике. Ротор – короткозамкнутый типа "беличья клетка".

Данный электродвигатель для работы не требует использования фазосдвигающих элементов. Недостатком данного двигателя является низкий КПД.

В технике нередко используются двигатели асинхронного типа. Такие агрегаты отличаются простотой, хорошими характеристиками, малым уровнем шума, легкостью эксплуатации. Для того, чтобы асинхронный двигатель вращался, необходимо наличие вращающегося магнитного поля.

Такое поле легко создается при наличии трехфазной сети. В этом случае в статоре двигателя достаточно расположить три обмотки, размещенные под углом 120 градусов друг от друга и подключить к ним соответствующее напряжение. И круговое вращающееся поле начнет вращать статор.

Однако бытовые приборы обычно используются в домах, в которых чаще всего имеется только однофазная электрическая сеть. В этом случае обычно применяются однофазные двигатели асинхронного типа.

Почему применяют запуск однофазного двигателя через конденсатор?

Если на статоре двигателя поместить одну обмотку, то при протекании переменного синусоидального тока в ней образуется пульсирующее магнитное поле. Но это поле не сможет заставить ротор вращаться. Чтобы запустить двигатель надо:

  • на статоре разместить дополнительную обмотку под углом около 90° относительно рабочей обмотки;
  • последовательно с дополнительной обмоткой включить фазосдвигающий элемент, например, конденсатор.

Варианты схем включения — какой метод выбрать?

В зависимости от способа подключения конденсатора к двигателю различают такие схемы с:

  • пусковым,
  • рабочим,
  • пусковым и рабочим конденсаторами.

Наиболее распространенной методом является схема с пусковым конденсатором.

В этом случае конденсатор и пусковая обмотка включаются только на момент старта двигателя. Это связано со свойством продолжения агрегатом своего вращения даже после отключения дополнительной обмотки. Для такого включения чаще всего используется кнопка или реле.

Поскольку пуск однофазного двигателя с конденсатором происходит довольно быстро, то дополнительная обмотка работает небольшое время. Это позволяет для экономии выполнять ее из провода с меньшим сечением, нежели основная обмотка. Для предупреждения перегрева дополнительной обмотки в схему часто добавляют центробежный выключатель или термореле. Эти устройства отключают её при наборе двигателем определенной скорости или при сильном нагреве.

Принцип действия магнитного пускателя основан на возникновении магнитного поля при прохождении электричества через втягивающую катушку. Подробнее об управлении двигателем с реверсированием и без читайте в отдельной статье.

Более хорошие рабочие характеристики можно получить при использовании схемы с рабочим конденсатором.

В этой схеме конденсатор после запуска двигателя не отключается. Правильным подбором конденсатора для однофазного двигателя можно компенсировать искажение поля и повысить КПД агрегата. Но для такой схемы ухудшаются пусковые характеристики.

В общем, если при подключении однофазного двигателя через конденсатор требуется большой пусковой момент, то выбирается схема с пусковым элементом, а при отсутствии такой необходимости – с рабочим.

Подключение конденсаторов для запуска однофазных электродвигателей

Перед подключением к двигателю можно проверить конденсатор мультиметром на работоспособность.

При выборе схемы у пользователя всегда есть возможность выбрать именно ту схему, которая ему подходит. Обычно все выводы обмоток и выводы конденсаторов выведены в клеммную коробку двигателя.

Наличие трехжильной проводки в частном доме предполагает использование системы заземления, которую можно сделать своими руками. Как заменить электропроводку в квартире по типовым схемам, можно узнать здесь.

Выводы:

  1. Однофазный асинхронный двигатель широко используется в бытовых приборах.
  2. Для запуска такого агрегата необходима дополнительная (пусковая) обмотка и фазосдвигающий элемент — конденсатор.
  3. Существуют различные схемы подключения однофазного электродвигателя через конденсатор.
  4. Если надо иметь больший пусковой момент, то используется схема с пусковым конденсатором, при необходимости получения хороших рабочих характеристик двигателя используется схема с рабочим конденсатором.

Подробное видео о том, как подключить однофазный двигатель через конденсатор

Однофазные двигатели – это электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, состоящая из основной и пусковой обмотки.

Две обмотки нужны для того, что бы вызвать вращение ротора однофазного двигателя. Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.

У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.

У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.

То есть если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска, а если вспомогательная обмотка конденсаторная, то ее подключение будет происходить через конденсатор, который остается включенным в процессе работы двигателя.

Знать устройство пусковой и рабочей обмоток однофазного двигателя надо обязательно. Пусковая и рабочие обмотки однофазных двигателей отличаются и по сечению провода и по количеству витков. Рабочая обмотка однофазного двигателя всегда имеет сечение провода большее, а следовательно ее сопротивление будет меньше.

Посмотрите на фото наглядно видно, что сечение проводов разное. Обмотка с меньшим сечением и есть пусковая. Замерять сопротивление обмоток можно и стрелочным и цифровым тестерами, а также омметром. Обмотка, у которой сопротивление меньше – есть рабочая.

Рис. 1. Рабочая и пусковая обмотки однофазного двигателя

А теперь несколько примеров, с которыми вы можете столкнуться:

Если у двигателя 4 вывода, то найдя концы обмоток и после замера, вы теперь легко разберетесь в этих четырех проводах, сопротивление меньше – рабочая, сопротивление больше – пусковая. Подключается все просто, на толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих. На какой из них разницы нет, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.

Следующий пример. Это когда двигатель имеет 3 вывода. Здесь замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. После нескольких измерений найдите кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом. Это и будет, один из сетевых проводов. Кончик, который показывает 10 ом, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, который подключается ко второму сетевому через конденсатор. В этом примере направление вращения, вы уже не измените, какое есть такое и будет. Здесь, чтобы поменять вращение, надо будет добираться до схемы обмотки.

Еще один пример, когда замеры могут показывать 10 ом, 10 ом, 20 ом. Это тоже одна из разновидностей обмоток. Такие, шли на некоторых моделях стиральных машин, да и не только. В этих двигателях, рабочая и пусковая – одинаковые обмотки (по конструкции трехфазных обмоток). Здесь разницы нет, какой у вас будет рабочая, а какая пусковая обмотка. Подключение пусковой обмотки однофазного двигателя, также осуществляется через конденсатор.

Однофазный асинхронный двигатель гудит не запускается

Асинхронные электродвигатели больше остальных распространены на производстве и часто встречаются в быту. С их помощью приводят в движение различные станки: токарные, фрезерные, заточные, грузоподъемные механизмы, такие как лифт или подъемный кран, а также различного рода вентиляторы и вытяжки. Такая популярность обусловлена низкой стоимостью, простотой и надежностью этого типа привода. Но случается так, что и простая техника ломается. В этой статье мы рассмотрим типовые неисправности асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.

Виды неисправностей асинхронных двигателей

Неисправности можно разделить на три группы:

Не вращается или не нормально вращается вал;

При этом корпус двигателя может греться полностью или какое-то отдельное место на нем. И вал электродвигателя может не сдвигаться с места совсем, не развивать нормальные обороты, перегреваться его подшипники, издавать ненормальные для его работы звуки, вибрировать.

Но для начала освежите в памяти его конструкцию, а в этом вам поможет иллюстрация ниже.

Причины неисправностей также можно разделить на две группы:

Большинство неисправностей диагностируются с помощью токовых клещей – путем сравнения токов фаз и номинального тока, и другими измерительными приборами. Рассмотрим типовые неисправности.

Не запускается электродвигатель

При подаче напряжения двигатель не начал вращаться и ни издаёт никаких звуков и вал не "пытается" сдвинуться с места. В первую очередь проверяют приходит ли питание на двигатель. Сделать это можно либо вскрыв борно двигателя и измерив в местах подключения питающего кабеля, либо измерив напряжение на питающем рубильнике, контакторе, пускателе или автоматическом выключателе.

Однако если есть напряжение на клеммах двигателя – значит вся линия в норме.

Измерив напряжение в начале линии – на автомате вы узнаете только то, что напряжение подано, а оно может и не дойти до конечного потребителя в результате обрывов кабеля, плохого соединения по всей его длине или из-за неисправных контакторов или магнитных пускателей, а также слаботочных цепей.

Если вы убедились, что напряжение приходит на двигатель, дальнейшая его диагностика заключается в прозвонке обмоток на предмет обрыва. Проверять целостность обмотки нужно мегаомметром, так вы заодно и проверите пробой на корпус. Можно прозвонить обмотки и обычной прозвонкой, но такая проверка не считается точной.

Чтобы проверить обмотки, не позванивая их и не вскрывая борно двигателя можно воспользоваться токовыми клещами. Для этого измеряют ток в каждой из фаз.

Если обмотки двигателя соединены звездой и при этом оборваны две обмотки – тока не будет ни в одной из фаз. При обрыве в одной из обмоток вы обнаружите что ток есть в двух фазах, и он повышен. При подключении по схеме треугольника даже при перегорании двух обмоток в двух из трёх фазных проводов будет протекать ток.

При обрыве в одной из обмоток двигатель может не запускаться под нагрузкой, или запускать, но медленно вращаться и вибрировать. Ниже изображен прибор для измерения вибраций двигателя.

Если обмотки исправны, а ток при измерении повышен и при этом выбивает автомат или перегорает предохранитель – наверняка заклинен вал или исполнительный механизм приводимый им в движение. Если это возможно – после отключения питания вал пытаются провернуть от руки, при этом нужно отсоединить его от приводимого в движение механизма.

Когда вы определите, что не вращается именно вал двигателя – проверяют подшипники. В электродвигателях устанавливают либо подшипники скольжения, либо подшипники качения. Изношенные втулки (подшипники скольжения) проверяют на наличие смазки, если втулки не имеют внешних изъянов – возможно просто их смазать, предварительно очистив от пыли, стружки и других загрязнений. Но так случается редко, да и такой способ ремонта актуален скорее для маломощных двигателей бытовой техники. В мощных двигателях подшипники чаще просто заменяют.

Проблемы с пониженными оборотами, нагревом, неподвижностью вала и повышенным износом подшипника могут быть связаны с неравномерной нагрузкой на вал, его перекосом, деформации и пригибанию. Если первых два случая исправимы правильной установкой вала или исполнительного механизма, а также снижением нагрузки, то деформация и провисание средней части вала требует его замены или сложного ремонта. Это особо часто возникает в мощных электродвигателях с длинным валом.

При износе одного из подшипников часто вал "закусывает". При этом в результате расширения металла из-за нагрева при трении вал может сначала начинать вращение, но либо не набрать полную скоростью, а в особо запущенном случае и вовсе остановится.

Подшипники качения также требуют регулярной набивки смазки и изнашиваются в процессе работы, особенно быстро если смазки мало или она загрязнена.

Двигатель греется

Первой причиной нагрева двигателя являются проблемы с системой охлаждения. При такой неисправности корпус электродвигателя нагревается полностью. В большинстве двигателей используется воздушное охлаждение. Для этого корпуса выполняются с оребрением, а с одной из сторон на валу устанавливают вентилятор охлаждения, воздушный поток которого направляется с помощью кожуха вдоль ребер.

При повреждении вентилятора, или если он, например, слетит с вала – возникает проблема перегрева. В мощных двигателях используют жидкостную систему охлаждения. Кроме того, бывают двигатели и без вентиляторов – охлаждаемый за счет естественной конвекции.

Если вентилятор в норме нужно продолжать диагностику.

При нагреве двигателя следует проверять, нагрев подшипников. Для этого рукой ощупывают поверхность корпуса со стороны задней крышки (где нет выступающих вращающихся валов – техника безопасности превыше всего).

Если крышки подшипников горячее чем другие части поверхности корпуса – нужно проверить наличие и состояние смазки в них, а при использовании вкладышей – заменить их.

В случае, когда замена смазки в шариковом подшипнике не исправила ситуации также следует заменить их.

Локальный нагрев корпуса – ситуация при которой какой-то его участок явно горячее всех остальных, наблюдается при межвитковых замыканиях. В таких случаях диагностику проводят с помощью токовых клещей – сравнивают токи в фазах. Если в одной из фаз ток явно превышает токи в остальных фазах – тогда неисправность обмоток электродвигателя подтверждается. В этом случае ремонт заключается в частичной или полной перемотке статора.

Повышенный нагрев асинхронного электродвигателя может возникать и при замыкании пластин статора.

Двигатель вибрирует, шумит и издает ненормальные звуки

Шум двигателя также может быть связан также с износом подшипников. Вы наверняка замечали, как воют старые дрели и кухонные электроприборы – причина именно в этом. Вибрации вала возникают при его осевом сдвиге и деформации о которой мы говорили ранее.

Также возможны вибрации, шум или перегрев активной стали если ротор при вращении касается статора. Это происходит либо при пригибании ротора, либо при повреждении пластин статора. В последнем случае его разбирают и пластины перепрессовуют. Место касания пластин можно найти по неровностям или оно будет отполировано ротором.

Заключение

Мы рассмотрели ряд неисправностей электродвигателя, как их устранить и причины возникновения. Эксплуатация перегревающегося двигателя чревата преждевременным выходом из строя изоляции обмоток. После длительного простоя нельзя запускать двигатель не измерив сопротивление между обмотками и корпусом с помощью мегаомметра.

Нормальным считается сопротивление изоляции порядка 1 МОма на 1 кВ питающего напряжения. То есть пригодным для эксплуатации в сети с напряжением 380 В можно считать двигатель у которого сопротивление изоляции обмоток не меньше чем 0,5 МОм. В противном случае вы рискуете повредить его. Если сопротивление изоляции меньше двигатель просушивают, часто снимая с него кожух или заднюю крышку. В процессе эксплуатации сопротивление обмотки постепенно увеличивается – из-за испарения влаги при нагреве.

При соблюдении режима работы, правил эксплуатации и обслуживания, а также нормального электропитания асинхронный двигатель служит долго, часто в разы перерабатывая свой ресурс. При этом основной ремонт заключается в смазке и замене подшипников.

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Есть 2 типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Их различие в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это нужно потому, что после разгона она снижает КПД.

В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная, они смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.

Схема подключения однофазного двигателя через конденсатор

При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть несколько вариантов схем подключения. Без конденсаторов электромотор гудит, но не запускается.

  • 1 схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже.
  • 3 схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском, а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.
  • 2 схема — подключения однофазного двигателя — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и используется чаще всего. Она на втором рисунке. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.

Схема подключения трёхфазного двигателя через конденсатор

Здесь напряжение 220 вольт распределяется на 2 последовательно соединенные обмотки, где каждая рассчитана на такое напряжение. Поэтому теряется мощность почти в два раза, но использовать такой двигатель можно во многих маломощных устройствах.

Максимальной мощности двигателя на 380 В в сети 220 В можно достичь используя соединение типа треугольник. Кроме минимальных потерь по мощности, неизменным остается и число оборотов двигателя. Здесь каждая обмотка используется на свое рабочее напряжение, отсюда и мощность.

Важно помнить: трехфазные электродвигатели обладают более высокой эффективностью, чем однофазные на 220 В. Поэтому если есть ввод на 380 В — обязательно подключайте к нему — это обеспечит более стабильную и экономичную работу устройств. Для пуска мотора не понадобятся различные пусковики и обмотки, потому что вращающееся магнитное поле возникает в статоре сразу после подключения к сети 380 В.

Онлайн расчет емкости конденсатора мотора

Введите данные для расчёта конденсаторов — мощность двигателя и его КПД

Есть специальная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись онлайн калькулятором или рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:

Рабочий конденсатор берут из расчета 0,8 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
Пусковой подбирается в 2-3 раза больше.

Конденсаторы должны быть неполярными, то есть не электролитическими. Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть минимум в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 В берем емкости с рабочим напряжением 350 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, в пусковую цепь ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting.

Пусковые конденсаторы для моторов

Эти конденсаторы можно подбирать методом от меньшего к большему. Так подобрав среднюю емкость, можно постепенно добавлять и следить за режимом работы двигателя, чтобы он не перегревался и имел достаточно мощности на валу. Также и пусковой конденсатор подбирают добавляя, пока он не будет запускаться плавно без задержек.

При нормальной работе трехфазных асинхронных электродвигателей с конденсаторным пуском, включенных в однофазную сеть предполагается изменение (уменьшение) емкости конденсатора с увеличением частоты вращения вала. В момент пуска асинхронных двигателей (особенно, с нагрузкой на валу) в сети 220 В требуется повышенная емкость фазосдвигающего конденсатора.

Реверс направления движения двигателя

Если после подключения мотор работает, но вал крутится не в том направлении, которое вам надо, можно поменять это направление. Это делают поменяв обмотки вспомогательной обмотки. Такую операцию может делать двухпозиционный переключатель, на центральный контакт которого подключается вывод от конденсатора, а на два крайних вывода от «фазы» и «нуля».

Чаще всего к нашим домам, участкам, гаражам подведена однофазная сеть 220 В. Поэтому оборудование и все самоделки делают так, чтобы они работали от этого источника питания. В этой статье рассмотрим, как правильно сделать подключение однофазного двигателя.

Асинхронный или коллекторный: как отличить

Вообще, отличить тип двигателя можно по табличке — шильдику — на которой написаны его данные и тип. Но это только в том случае, если его не ремонтировали. Ведь под кожухом может быть что угодно. Так что если вы не уверены, лучше определить тип самостоятельно.

Так выглядит новый однофазный конденсаторный двигатель

Как устроены коллекторные движки

Отличить асинхронный и коллекторный двигатели можно по строению. У коллекторных обязательно есть щетки. Они расположены возле коллектора. Еще обязательный атрибут движка этого типа — наличие медного барабана, разделенного на секции.

Такие двигатели выпускаются только однофазные, они часто устанавливаются в бытовой технике, так как позволяют получить большое число оборотов на старте и после разгона. Также они удобны тем, что легко позволяют менять направление вращения — необходимо только поменять полярность. Несложно также организовать изменение скорости вращения — изменением амплитуды питающего напряжения или угла его отсечки. Потому и используются подобные двигатели в большей части бытовой и строительной техники.

Строение коллекторного двигателя

Недостатки коллекторных двигателей — высокая шумность работы на больших оборотах. Вспомните дрель, болгарку, пылесос, стиральную машину и т.д.. Шум при их работе стоит приличный. На малых оборотах коллекторные двигатели не так шумят (стиральная машина), но не все инструменты работают в таком режиме.

Второй неприятный момент — наличие щеток и постоянного трения приводит к необходимости регулярного технического обслуживания. Если токосъемник не чистить, загрязнение графитом (от стирающихся щеток) может привести к тому, что соседние секции в барабане соединятся, мотор попросту перестанет работать.

Асинхронные

Асинхронный двигатель имеет статор и ротор, может быть одно и трёхфазным. В данной статье рассматриваем подключение однофазных двигателей, потому речь пойдет только о них.

Асинхронные двигатели отличаются невысоким уровнем шумов при работе, потому устанавливаются в технике, шум работы которой критичен. Это кондиционеры, сплит-системы, холодильники.

Строение асинхронного двигателя

Есть два типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Вся разница состоит в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это необходимо, так как после разгона она только снижает КПД.

В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная — смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.

Более точно определить бифилярный или конденсаторный двигатель перед вами, можно при помощи измерений сопротивления обмоток. Если сопротивление вспомогательной обмотки больше в два раза (разница может быть еще более значительная), скорее всего, это бифилярный двигатель и эта вспомогательная обмотка пусковая, а значит, в схеме должен присутствовать выключатель или пусковое реле. В конденсаторных двигателях обе обмотки постоянно находятся в работе и подключение однофазного двигателя возможно через обычную кнопку, тумблер, автомат.

Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей

С пусковой обмоткой

Для подключения двигателя с пусковой обмоткой потребуется кнопка, у которой один из контактов после включения размыкается. Эти размыкающиеся контакты надо будет подключить к пусковой обмотке. В магазинах есть такая кнопка — это ПНВС. У нее средний контакт замыкается на время удержания, а два крайних остаются в замкнутом состоянии.

Внешний вид кнопки ПНВС и состояние контактов после того как кнопка «пуск» отпущена»

Сначала при помощи измерений определяем какая обмотка рабочая, какая — пусковая. Обычно вывод от мотора имеет три или четыре провода.

Рассмотрим вариант с тремя проводами. В этом случае две обмотки уже объединены, то есть один из проводов — общий. Берем тестер, измеряем сопротивление между всеми тремя парами. Рабочая имеет самое меньшее сопротивление, среднее значение — пусковая обмотка, а наибольшее — это общий выход (меряется сопротивление двух последовательно включенных обмоток).

Если выводов четыре, они звонятся попарно. Находите две пары. Та, в которой сопротивление меньше — рабочая, в которой больше — пусковая. После этого соединяем один провод от пусковой и рабочей обмотки, выводим общий провод. Итого остается три провода (как и в первом варианте):

  • один с рабочей обмотки — рабочий;
  • с пусковой обмотки;
  • общий.

С этими тремя проводами и работаем дальше — используем для подключения однофазного двигателя.

Со всеми этими

    Подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой через кнопку ПНВС

подключение однофазного двигателя

Все три провода подключаем к кнопке. В ней тоже имеется три контакта. Обязательно пусковой провод «сажаем на средний контакт (который замыкается только на время пуска), остальные два — на крайние (произвольно). К крайним входным контактам ПНВС подключаем силовой кабель (от 220 В), средний контакт соединяем перемычкой с рабочим (обратите внимание! не с общим). Вот и вся схема включения однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярного) через кнопку.

Конденсаторный

При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть варианты: есть три схемы подключения и все с конденсаторами. Без них мотор гудит, но не запускается (если подключить его по схеме, описанной выше).

Схемы подключения однофазного конденсаторного двигателя

Первая схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже. Схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском (бетономешалки, например), а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.

Схема с двумя конденсаторами

Есть еще третий вариант подключение однофазного двигателя (асинхронного) — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и реализуется чаще всего. Она на рисунке выше в середине или на фото ниже более детально. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.

Подключение однофазного двигателя: схема с двумя конденсаторами — рабочим и пусковым

При реализации других схем — с одним конденсатором — понадобится обычная кнопка, автомат или тумблер. Там все соединяется просто.

Подбор конденсаторов

Есть довольно сложная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:

  • рабочий конденсатор берут из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
  • пусковой — в 2-3 раза больше.

Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 вольт берем емкости с рабочим напряжением 330 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, для пусковой цепи ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting, но можно взять и обычные.

Изменение направления движения мотора

Если после подключения мотор работает, но вал крутится не в том направлении, которое вам надо, можно поменять это направление. Это делают поменяв обмотки вспомогательной обмотки. Когда собирали схему, один из проводов подали на кнопку, второй соединили с проводом от рабочей обмотки и вывели общий. Вот тут и надо перекинуть проводники.

Однофазные и двухфазные асинхронные двигатели

Общие сведения. Однофазные асинхронные двигатели питаются от сети однофазного тока, но обмотка статора может быть при этом однофазной, двухфазной и даже трехфазной. Устройство ротора однофазного двигателя такое же, как у трехфазного. Двигатели, выпускаемые промышленностью, имеют малую мощность: от 1 Вт (серия УАД) до 400 Вт (серия ABE) и даже 600 Вт (серия АОЛБ). Однофазные асинхронные двигатели применяются в схемах автоматического управления, в различного рода бытовых устройствах, в приводах механизмов малой мощности.

Образование вращающегося магнитного поля в однофазных двигателях. Если статор имеет лишь одну обмотку ОС, питаемую от сети синусоидальным током (рис. 3.43), тогда МДС Fc этой обмотки создает пульсирующий в пространстве магнитный поток Ф, который наводит переменную ЭДС и ток в короткозамкнутой обмотке ротора. МДС статора Fc и ротора Fp будут равны и противоположны по направлению, результирующая МДС равна нулю и, следовательно, пусковой момент равен нулю, ротор не вращается. Однако если ротор при помощи какой-либо посторонней силы привести во вращение, то в дальнейшем он будет вращаться, хотя эта сила будет снята. Это явление можно объяснить, если представить пульсирующее магнитное поле в виде суммы двух вращающихся в противоположных направлениях магнитных полей       (рис. 3.44).

Одно из полей обозначим Ф+, другое Ф. Амплитудные значения вращающихся полей одинаковы и равны половине амплитудного значения пульсирующего поля.

Механическая характеристика. Рассматривая вращающиеся поля независимо, можно установить, что одно поле, взаимодействуя с ротором, создает вращающий момент одного направления М+, а другое поле — момент противоположного направления М-. Тогда результирующий момент М = М+ — М-. На рис. 3.45 показаны механические характеристики п(М+) и п(М-).

Механическая характеристика однофазного двигателя п(М) находится графическим сложением этих характеристик.

Пуск в ход однофазного асинхронного двигателя с пусковой обмоткой. Из механической характеристики однофазного двигателя видно, что пусковой момент равен нулю. Для того чтобы однофазный двигатель пустить в ход, не прибегая к сторонней силе, на статоре размещают вторую обмотку, сдвинутую в пространстве на 90° относительно первой (рис. 3.46). В цепь второй обмотки включен конденсатор С, создающий в цепи этой обмотки сдвиг тока по фазе. Первую обмотку назовем рабочей РО, вторую — пусковой ПО. Токи РО и ПО образуют вращающееся магнитное поле, создающее при взаимодействии с ротором вращающий момент, приводящий ротор двигателя во вращение. После разгона двигателя пусковая обмотка отключается от сети.

Однофазный асинхронный двигатель с экранированными (расщепленными) полюсами. Статор 1 такого двигателя имеет явно выраженные полюсы, на которых расположена рабочая обмотка РО. Каждый полюс как бы расщеплен на две неравные части, одна из которых узкая, а другая — широкая. На узкой части помещен короткозамкнутый виток wк (рис. 3.47, а). Ротор двигателя короткозамкнутый, обычной конструкции. Пульсирующий магнитный поток Ф΄1, созданный переменной МДС рабочей обмотки статора, пронизывает короткозамкнутый виток и наводит в нем ЭДС Ек, которая вызывает появление тока в витке и магнитного потока Фк(рис. 3.47,6). Этот поток сдвинут по фазе относительно потока рабочей обмоткиФ˝1, складываясь с ним создает в зоне короткозамкнутого витка результирующий магнитный поток Фрез, сдвинутый по фазе относительно потока Ф1 . В результате под полюсом есть два магнитных потока Ф1 и Фрез, разнесенные в пространстве и сдвинутые по фазе (во времени), что обеспечивает получение вращающегося поля.

Технические данные подобных двигателей хуже, чем трехфазных ( [ η = 0,1÷0,4; cosφ = 0,5÷0,6, Мп = (0,1÷1) Мном ), поэтому они выпускаются на мощности до нескольких десятков ватт.

Двухфазный асинхронный двигатель с постоянно включенным конденсатором. Схема двигателя приведена на рис. 3.48.

Конденсатор Ср, создавая сдвиг фаз в цепи одной из обмоток статора, позволяет получить вращающееся магнитное поле. Если вращающий момент такого двигателя недостаточен для пуска двигателя под нагрузкой, то параллельно конденсатору Ср подключается пусковой конденсатор Сп. После разгона двигателя конденсатор Сп автоматически отключается центробежным выключателем Q.

Двухфазный асинхронный двигатель с полым немагнитным ротором. Такой двигатель находит применение при необходимости регулирования частоты вращения в широких пределах. Ротор двигателя 1 (рис. 3.49) изготавливают в виде полого цилиндра из немагнитного материала (например, сплава алюминия), вращающегося между внешней 2 и внутренней 3 частями статора. Обмотки статора размещаются либо на внешней, либо на внутренней части. Под влиянием вращающегося поля в теле ротора создаются вихревые токи, и их взаимодействие с вращающимся полем создает вращающий момент. Подобные двигатели обладают большим быстродействием, так как полый цилиндр имеет небольшой момент инерции.

Асинхронный двигатель с конденсатором двигателя иногда не работает в обратном направлении, когда должен

Короче говоря:

Есть ли вероятность того, что асинхронный двигатель с рабочим (или пусковым) конденсатором не сможет работать в обратном направлении, когда конденсатор стареет и теряет значительную часть своей номинальной емкости?

Несколько более длинная история:

Асинхронный двигатель, использующий конденсатор двигателя в однофазном устройстве, управляется двумя симисторами. Сам двигатель имеет три провода, назовем их L1, L2 и N. Между L1 и L2 есть конденсатор. Два симистора питают либо L1, либо L2 и, таким образом, допускают вращение двигателя вперед или назад - по крайней мере, это то, что я предполагаю.

Упрощенная схема (символы переключения действительно триаки):

C помечен как 4 мкФ, но он проверяет около 2,2 мкФ (проверяется с помощью RC-сети с резистором 100 Ом и нахождения угловой частоты с помощью прицела и функционального генератора - при отсутствии цифрового мультиметра с диапазоном C). .). Так что да, C действительно плохо, и это хорошая идея заменить его ... Пока это соответствует тому, что я предполагаю относительно направления двигателя ...

Иногда кажется, что двигатель работает вперед, когда он должен работать назад, и я предполагаю, что это может быть вызвано низкой емкостью в рабочем конденсаторе двигателя.

Еще более длинная история с некоторой справочной информацией:

Я нахожусь в процессе устранения неполадок моей посудомоечной машины. У моей конкретной модели один насосный мотор с двумя колесами. Когда он бежит вперед, он качает воду внутрь, радостно брызгая и ополаскивая посуду. Когда он бежит назад, он выкачивает воду из посудомоечной машины в канализацию. После того, как он некоторое время наблюдал, как он работает и дает сбой, у меня возникает ощущение, что иногда двигатель не может работать в направлении «сброса» и продолжает двигаться в «чистом» направлении, часто на этапе программы, когда он переключается. довольно быстро от «чистого» (вперед) до «сброса» (назад). Затем некоторые мигающие светодиоды на панели говорят, что что-то не получилось и перестало работать. Мигание отсутствует в руководстве пользователя и отличается от других сообщений об ошибках обслуживания (например, «вода внизу, микропереключатель над плавающим пенопластовым« кирпичом »обнаружил утечку», и я убедился, что утечки нет). Я могу исключить почти все остальное, и единственное оставшееся объяснение проблемы - это отказ двигателя работать в обратном направлении (сброс) время от времени. Кажется, что реле уровня все еще сообщает контроллеру, что вода присутствует (и есть), когда контроллер предполагает, что насос сбросил воду и, как следствие, истекает время ожидания. Есть ли вероятность, что замена рабочего конденсатора двигателя решит проблему?

Да, мотивом этого вопроса является то, что я пытаюсь починить бытовой прибор. Но ... Асинхронные двигатели в однофазных системах с конденсаторами двигателей являются очень распространенным явлением, и вопрос на самом деле имеет довольно общий фокус ... Как только эллиптическое поле, создаваемое конденсатором, становится слишком узким, это не может быть что двигатель запускается не в том направлении? Тем более, когда это может быть не рабочий конденсатор, а начальный конденсатор? Я мог бы все же отредактировать информацию о моей конкретной марке и модели посудомоечной машины в этом вопросе позже, но в настоящее время этот вопрос актуален для любого оборудования с конденсатором двигателя и двигателем, который должен иметь возможность работать вперед и назад.

Однажды мне пришлось заменить конденсатор рядом с мотором в стиральной машине, но там проблема была не в направлении. У него просто не хватило крутящего момента, когда белье стало мокрым и тяжелым в барабане. Здесь крутящий момент насоса все еще в порядке, но иногда кажется, что он не запускается в правильном направлении ...

отметка

Zebomaut - ваше понимание верно. Но даже слабый конденсатор должен смещаться в правильном направлении. Крышка может быть полностью мертвой, и в этом случае направление будет несколько случайным (но может быть механическое смещение в направлении, в котором она не работает). Обратите внимание, что он, кажется, не терпит неудачу, когда хочет помыться. Другая возможность состоит в том, что один триак стреляет (неправильно), когда не должен.


отметка

В двигателе есть две обмотки, и обе способны выдерживать полный ток, который вырабатывает линия переменного тока. То, что делает конденсатор, это просто вызывает задержку одной обмотки (и эта обмотка может производить меньший крутящий момент по сравнению с другой). Если бы обе обмотки были подключены к линии переменного тока одновременно, короткого замыкания не было бы. Там просто не было бы предпочтительного направления и, возможно, немного больше власти.


транзистор

4 мкФ -> 800 Ом при 50 Гц. Если вы удалите конденсатор и подключите его последовательно с лампой накаливания мощностью 60 Вт (если вы все еще можете иметь их в Германии), вы должны увидеть, что лампа светится довольно ярко. Сопротивление лампы мощностью 60 Вт также будет около 800 Ом. Поскольку лампа является резистивной, ее напряжение будет под прямым углом к ​​напряжению конденсатора на векторной диаграмме, образуя прямоугольный треугольник с равными сторонами. Диагональ 230 В, поэтому напряжение на лампе должно быть около 230 1 2 √ ≈ 160 В 230 1 2 ≈ 160 В , Это даст вам представление, если конденсатор в порядке.


zebonaut

@transistor Круто, еще один трюк с лампочкой ... У кепки чуть больше 2 мкФ (но я использовал другой хак для измерения, см. правку выше).


zebonaut

@BrianDrummond У стиральной машины, о которой я упоминал выше, был пленочный конденсатор (как сейчас у посудомоечной машины, но на 14 мкФ). Со временем он ухудшился до 5 мкФ. Конечно, я разобрал его и посмотрел на фильм: то, что раньше было хорошим слоем алюминиевого слоя на пленке, выглядело как тысячи маленьких кратеров. Я предполагаю, что каждый раз, когда двигатель выключался, скачок свободного хода мог вызывать небольшую искру в колпачке пленки, и из-за самовосстановления шоу продолжалось до тех пор, пока емкость (области проводящего слоя на фольге) не стала слишком маленький. Замена крышки вернула крутящий момент

Принцип работы однофазного электродвигателя - MM Engineering Services Ltd

ВВЕДЕНИЕ

Однофазные двигатели

обычно используются в приложениях с низкой номинальной мощностью. Они работают от бытового источника питания 230–240 В, обычно встречающегося в вашем типичном доме, а также от некоторых промышленных устройств. Это сообщение в блоге даст краткий обзор того, как работает однофазный двигатель.

КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Однофазный двигатель состоит из ряда компонентов, основными из которых являются ротор, который является вращающейся частью, и статор, который способствует вращению ротора.В двигателе также есть две медные обмотки: одна - основная, а другая, расположенная перпендикулярно, - вспомогательная. В зависимости от типа однофазного двигателя, существуют также такие компоненты, как конденсаторы и центробежный переключатель, позволяющий переключаться между конденсаторами.

ВИДЫ ОДНОФАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Существует несколько доступных однофазных двигателей, однако в этой статье мы остановимся на наиболее часто используемых постоянных конденсаторах или конденсаторном пусковом / конденсаторном рабочем типе.В однофазном двигателе с конденсаторным пуском / конденсаторным запуском есть две обмотки, пусковая и пусковая, цепь пуска имеет два конденсатора и центробежный переключатель. Пусковой конденсатор дает двигателю увеличенный пусковой момент прибл. 170-230%. Когда двигатель приближается к своей рабочей скорости, центробежный переключатель отключает пусковой конденсатор, и пусковая обмотка остается в цепи, а рабочий конденсатор дает двигателю большую мощность. Благодаря высокому пусковому моменту этот тип однофазного двигателя подходит для таких применений, как автомобильные подъемники, компрессоры, конвейеры и дробилки.В однофазном двигателе с постоянным конденсатором конденсатор, в свою очередь, подключен постоянно, что устраняет необходимость в центробежном переключателе, который используется в двигателях с конденсаторным пуском / конденсаторным запуском. Этот тип двигателя используется для приложений с низким пусковым моментом, таких как вентиляторы, нагнетатели и насосы, где требование пускового момента 50-70% является достаточным.

КАК РАБОТАЕТ ОДНОФАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Однофазные двигатели

работают только от одной фазы, из-за источника переменного тока (AC) двигатель может создавать только колебательное магнитное поле, которое тянется в одном направлении, а затем в другом, а не поле вращающегося типа, которое, в свою очередь, просто вызывает подергивание ротора.Однако, если ротор начинает вращаться, он будет продолжать вращаться из-за этого непрерывного колебания магнитного поля. Важная особенность однофазного двигателя - это то, как начать вращение. Однофазный двигатель непрерывно совершенствовался на протяжении многих лет, чтобы найти подходящее решение для того, как заставить двигатель вращаться из состояния покоя, включая создание второй фазы для создания вращающегося магнитного поля, а также использование конденсаторов для сдвига магнитного поля на запускать.

Просмотрите нашу линейку однофазных двигателей

Конденсатор панели однофазного двигателя

по цене 170 рупий / штука | Однофазный конденсатор

Панельный конденсатор однофазного двигателя по 170 рупий / штука | Однофазный конденсатор | ID: 14252581188
Уведомление : преобразование массива в строку в / home / indiamart / public_html / prod-fcp / cgi / view / product_details.php на линии 290

Технические характеристики продукта

Емкость 20 мф 20,00 мкФ 440 +/- 5x В переменного тока 50/60 Гц
Класс изоляции Тип B
Размер конденсатора Однофазный панельный конденсатор
Название модели / номер 25/85/21 MRP IS 2993
Минимальное количество заказа 1000 шт.

Описание продукта

Поскольку мы являемся известной компанией в отрасли, мы обязаны предложить конденсатор панели однофазного двигателя стандартного качества .

Подробная информация о продукте:

  • Однофазный панельный конденсатор 20 мфд
  • 20,00 мкФ 440 +/- 5x В перем. Тока
  • 50/60 Гц - 25/85/21 MRP sh
  • IS: 2993

Заинтересовал этот товар? Получите актуальную цену у продавца

Связаться с продавцом

Изображение продукта


О компании

Год основания 1992

Юридический статус Фирмы Физическое лицо - Собственник

Характер бизнеса Производитель

Количество сотрудников До 10 человек

Годовой оборот до рупий50 лакх

Участник IndiaMART с июля 2011 г.

GST23ADUPR0709E1ZK

Основанная в 1992, Crest Capacitors является ведущей организацией, занимающейся производством и , торгующих широким спектром конденсаторов насоса , конденсатора двигателя, конденсатора панелей управления, силового конденсатора, конденсаторов переменного тока, конденсаторов вентилятора и гораздо более. В процессе разработки мы гарантируем, что наши профессионалы используют только первоклассный основной материал, а также ультрасовременные инструменты и оборудование.Помимо этого, мы проверяем их по разным причинам, прежде чем окончательно отправить их в пункт назначения нашим клиентам.

Видео компании

Вернуться к началу 1

Есть потребность?
Получите лучшую цену

1

Есть потребность?
Получите лучшую цену

Однофазные двигатели: типы двигателей с конденсаторным пуском

Типы двигателей с конденсаторным пуском

Некоторые из важных типов таких двигателей приведены ниже:

1.Одно напряжение, внешне реверсивное, тип

В этом двигателе четыре вывода выведены за пределы корпуса; два от основной обмотки и два от цепи пусковой обмотки. Эти четыре провода необходимы для внешнего реверсирования. Как обычно, внутри пусковая обмотка соединена последовательно с электролитическим конденсатором и центробежным переключателем. Направление вращения двигателя можно легко изменить внешне, поменяв местами выводы пусковой обмотки относительно проводов ходовой обмотки.

2. Одно напряжение, нереверсивное исполнение

В этом случае выводы пусковой обмотки соединены внутри с выводами бегущей обмотки. Следовательно, в таких двигателях есть только два внешних вывода. Очевидно, что направление вращения не может быть изменено на противоположное, если двигатель не будет разобран и не поменять местами выводы пусковой обмотки.

3. Реверсивные на одно напряжение и с термостатом типа

Многие двигатели оснащены устройством, называемым термостатом, которое обеспечивает защиту от перегрузки, перегрева, короткого замыкания и т. Д.Термостат обычно состоит из биметаллического элемента, который соединен последовательно с двигателем и часто устанавливается снаружи двигателя.

Электрическая схема конденсаторного двигателя, оснащенного этим защитным устройством, показана на рис.

.

36,17. Когда по каким-либо причинам через двигатель протекает чрезмерный ток, это вызывает ненормальный нагрев биметаллической ленты, в результате чего она изгибается и размыкает точки контакта, тем самым отключая двигатель от линий питания.Когда элемент термостата остывает, он автоматически замыкает контакты * .

В случае двигателей с конденсаторным пуском, используемых для холодильников, обычно к двигателю присоединяется клеммная колодка. Три из четырех клемм блока имеют маркировку T , T L и L , как показано на рис. 36.18. Термостат подключен к T и T L , конденсатор между L и немаркированной клеммой и линиями питания к T L и L .

4. Одно напряжение, нереверсивное, с магнитным выключателем типа

Такие двигатели обычно используются в холодильниках, где невозможно использовать центробежный выключатель. Принципиальная схема аналогична изображенной на рис. 36.6. Поскольку для их применения требуется только одно направление вращения, эти двигатели не подключаются для реверсирования.

Один недостаток двигателя с конденсаторным пуском, имеющего магнитный переключатель, заключается в возможности того, что небольшие перегрузки могут привести в действие плунжер, тем самым подключив цепь пусковой обмотки к источнику питания.Поскольку эта обмотка предназначена для работы в течение очень коротких периодов времени (3 секунды или меньше), она может сгореть.

5. Двухвольтный, нереверсивный Тип

Эти двигатели могут работать от двух источников переменного тока. напряжение 110 В и 220 В или 220 В и 440 В. Такие двигатели имеют две основные обмотки (или одну главную обмотку в двух секциях) и одну пусковую обмотку с соответствующим количеством выводов, выведенных для переключения с одного напряжения. к другому.

Когда двигатель должен работать от более низкого напряжения,

две основные обмотки соединены параллельно (рис.36.19). Тогда как для более высокого напряжения они включаются последовательно (рис. 34.20). Как видно из приведенных выше принципиальных схем, пусковая обмотка всегда работает от низкого напряжения, для чего она подключается к одной из основных обмоток.

6. Двухвольтный, реверсивный

Внешнее реверсирование возможно за счет двух дополнительных выводов, выведенных из пусковой обмотки.

На рис. 36.21 и 36.22 показаны соединения для вращения по часовой стрелке и против часовой стрелки соответственно, когда двигатель работает от более низкого напряжения.Аналогичную схему подключения можно нарисовать для источника более высокого напряжения.

7. Реверсивный трехпроводный однофазный

В таких двигателях используется двухсекционная ходовая обмотка. Две секции R 1 и R 2 внутренне соединены последовательно, и один вывод пусковой обмотки подключен к средней точке R 1 и R 2.

Второй вывод пусковой обмотки и оба вывода ходовой обмотки выведены наружу, как показано на рис.36.23. Когда внешний вывод пусковой обмотки подключен к точке A , обмотка подключается к точке R 1, и двигатель вращается по часовой стрелке. Когда вывод обмотки стартера подключен к точке B , он подключается к R 2. Поскольку ток, протекающий через пусковую обмотку, меняется на противоположное, двигатель вращается против часовой стрелки.

8. Одно напряжение, мгновенно-реверсивное

Обычно двигатель должен быть полностью остановлен, прежде чем его можно будет запустить в обратном направлении.Это происходит потому, что центробежный выключатель не может включиться, если двигатель практически не остановился. Поскольку пусковая обмотка отключена от источника питания во время работы двигателя, реверсирование проводов пусковой обмотки не повлияет на работу двигателя. Это реверсирование достигается с помощью трехполюсного двухпозиционного переключателя ( TPD T ), как показано на рис. 36.24. Переключатель состоит из трех ножек или полюсов, которые перемещаются вместе как одно целое в любом из двух положений. В одном положении переключателя (показано на одном рисунке) двигатель вращается по часовой стрелке, а в другом - против часовой стрелки.Очевидно, что при таком расположении необходимо дождаться остановки двигателя.

В некоторых приложениях, где требуется мгновенное реверсирование, когда двигатель работает на полной скорости, в цепь устанавливается реле для короткого замыкания центробежного переключателя и подключения пусковой обмотки в цепи в обратном направлении (рис. 36.25).

Видно, что в состоянии покоя двухконтактный центробежный переключатель находится в положении «старт». В этом положении выполняются два подключения:

(i) пусковая обмотка и конденсатор C размещены последовательно поперек линии питания и

(ii) катушка нормально замкнутого реле подключена к C

С ручным переключателем TPD T в положении «вперед» ( a ) бегущая обмотка подключается поперек линии ( b ) пусковой обмотки и C последовательно поперек линии и ( c ) катушка реле подключена к C .Напряжение, развиваемое на C , подается на катушку реле, что приводит к размыканию контактов реле. При увеличении скорости двигателя центробежный переключатель переводится в положение «работа». Это отключает C из цепи и оставляет пусковую обмотку последовательно с катушкой реле. Поскольку катушка реле имеет высокое сопротивление, она пропускает через пусковую обмотку только ток, достаточный для того, чтобы контакты реле оставались открытыми.

Во время интервала долей секунды, когда переключатель TPD T перемещается из «прямого» в «обратное» положение, ток через катушку реле не протекает, в результате чего контакты реле замыкаются.Когда переключатель TPD T достигает «обратного» положения, ток течет через теперь замкнутые контакты реле к пусковой обмотке, но в противоположном направлении. Это создает крутящий момент, который прилагается в направлении, противоположном вращению. Следовательно, ротор ( i ) немедленно останавливается, а центробежный переключатель ( ii ) падает в положение «пуск». Как и раньше, C включается последовательно с обмоткой стартера, и двигатель начинает вращаться в обратном направлении.

9. Двухскоростной тип

Скорость может быть изменена путем изменения количества полюсов в обмотке, для чего в пазы статора помещаются две отдельные рабочие обмотки, одна из которых является 6-полюсной обмоткой, а другая - 8-полюсной обмоткой. Используется только одна пусковая обмотка, которая всегда действует вместе с более высокоскоростной ходовой обмоткой. Центробежный переключатель двустороннего или передаточного типа S имеет два контакта

очков за «старт» и одно за «бег».Как показано на рис. 36.26, внешний переключатель скорости используется для изменения скорости двигателя. Двигатель всегда будет запускаться на высокой скорости независимо от того, находится ли переключатель скорости в положении «высокий» или «низкий». Если переключатель скорости установлен в положение «низкая», то, как только двигатель набирает скорость, центробежный переключатель

(а) отключает пусковую обмотку и быстроходную обмотку и

(б) врезается в тихоходную обмотку.

10. Двухскоростной с двухконденсаторным типом

Как показано на Рис.36.27, этот двигатель имеет две ходовые обмотки, две пусковые обмотки и два конденсатора. Один конденсатор используется для высокоскоростной работы, а другой - для низкоскоростной. Двойной центробежный выключатель S используется для отключения пусковой обмотки после пуска.

Асинхронные двигатели с разделенной фазой

Машины двухобмоточные

В идеале в двухмоточной машине будет два обмотки с равными величинами ммс, электрический фазовый угол 90 ° между обмотками токи и 90 ° (электрический) физический угол между обмотками.

Используя знания о трехфазных асинхронных машинах, полное сопротивление обмотка - это функция скольжения. Это добавляет дополнительную сложность, если два уравновешенных тока обмотки должны быть получены от однофазного источника питания.

Если ток во вспомогательной обмотке должен опережать ток основной обмотки, к вспомогательной обмотке необходимо добавить емкость. Однако если сопротивление и индуктивность обмоток изменяется со скольжением, емкость, необходимая для поддержания равной mmfs и 90 ° фазовый сдвиг также должен измениться.

Конденсаторный пуск - Конденсаторные двигатели

На схематической диаграмме выше показаны основная и вспомогательная обмотки, расположенные под углом 90 °. разделение вокруг ротора. Два параллельных конденсатора включены последовательно со вспомогательной обмоткой. При запуске общая емкость равна

.

C tot = C start + C run

Когда ротор достигает заданной скорости, переключатель размыкается, и только рабочая емкость будет использоваться.Этот тип переключения достигается с помощью механического подпружиненного центробежного переключателя. Комбинированный крутящий момент Кривая скорости для конденсаторного пускового конденсаторного двигателя показана ниже.

Конденсаторный пусковой двигатель

Основной недостаток конденсаторного пуска - двигатель с конденсаторным пуском - это стоимость. Есть два конденсатора и переключатель. Суммарная стоимость этих компонентов и их производства значительна по сравнению с остальной частью двигателя. Если требуется высокий пусковой крутящий момент, но допустима эксплуатация с более низким КПД, рабочий конденсатор можно исключить. как показано ниже.

В этом случае рабочий крутящий момент на синхронной скорости отрицательный из-за поля, вращающегося в обратном направлении. В обратное поле также приведет к пульсации крутящего момента и вибрации. Комбинированная кривая скорости вращения в установившемся режиме показана ниже.

Двигатель с постоянным разделением конденсаторов

Если эффективность работы и вибрация важны, но пусковой момент может быть скомпрометирован, конденсатор можно оставить в вспомогательный контур на всех скоростях. Подбор конденсатора для обеспечения баланса в конкретной точке нагрузки, обратное поле могут быть устранены, повышая эффективность и устраняя пульсации крутящего момента.

Отсутствие центробежного переключателя может значительно снизить производственные затраты. Компромисс - более низкая начальная крутящий момент, так как конденсатор рассчитан не для обеспечения баланса при запуске, а для условий работы

Сплит-фазный двигатель

Двигатель с расщепленной фазой не имеет емкости во вспомогательной цепи. Фазовый сдвиг относительно основного тока равен достигается за счет использования узких проводников для достижения высокого отношения сопротивления к реактивному сопротивлению. Увеличение сопротивления означает, что вспомогательный обмотку можно использовать только при пуске, иначе она перегреется.

Двигатель с расщепленной фазой имеет значительно меньший крутящий момент при запуске, чем любой из конденсаторных двигателей из-за уменьшенный фазовый угол между токами основной и вспомогательной обмоток.

Сводка

Из двухобмоточных машин, рассмотренных выше, оценка комбинированных пусковых и рабочих характеристик приводит к следующему списку в порядке исполнения:

  1. Конденсатор-пуск Конденсатор-Запуск
  2. Конденсатор пусковой
  3. Постоянный разделенный конденсатор
  4. , двухфазный

В приведенном выше списке также указана относительная стоимость двигателей.т.е. более дорогой мотор будет быть дороже.

В чем разница между двигателем с 1 конденсатором, 2 конденсаторами и без конденсаторов

На этот вопрос нелегко ответить, потому что я могу вспомнить около двух десятков различных конструкций двигателей переменного тока в верхней части моей головы, в большинстве из которых не используются конденсаторы . Поскольку вы спрашиваете на этом форуме, я предполагаю, что вы хотите узнать о двигателях, которые встречаются на большинстве токарных станков, фрез, ленточных пил и т. Д.…

Вот:

Двигатели без крышки обычно являются двухфазными двигателями, в них используется вторичная обмотка. который имеет обмотку другого размера для вращения.Двигатели с расщепленной фазой набирают скорость дольше и имеют меньший крутящий момент, чем конденсаторные двигатели. Обычно встречается на небольших приборах, требующих недорогих надежных двигателей. Обратите внимание, что в некотором старом оборудовании под корпусом двигателя скрыты плоские конденсаторы. Это может быть опасно, потому что люди не видят корпус конденсатора. Они думают, что двигатель не ударит их только для того, чтобы получить толчок и порезаться концевой фрезой или токарным инструментом.

Двигатели с одной крышкой могут быть двигателями с пусковым конденсатором или двигателями с рабочим конденсатором.Во-первых, двигатель Start Cap, это, по сути, двигатели с разделенной фазой, которые используют конденсатор, чтобы помочь двигателю быстрее набирать скорость. Когда двигатель достигает прибл. На 75-80% его полных оборотов центробежный механический переключатель выводит конденсатор из цепи. Двигатель с рабочим конденсатором использует свой конденсатор для создания вращающегося магнитного поля для создания вращения. Конденсатор на двигателе рабочего конденсатора находится под напряжением, пока на двигатель подается питание.

Двигатели с двумя крышками почти всегда являются двигателями с пусковым конденсатором.В этих двигателях используются пусковой конденсатор и рабочий конденсатор. Часто вы будете видеть на корпусе двигателя два корпуса конденсатора разного размера. Пусковой конденсатор используется для увеличения начального крутящего момента двигателя, а рабочий конденсатор используется для повышения эффективности двигателя на оборотах. Они более дорогие в изготовлении, но для большинства однофазного оборудования требуется более высокий крутящий момент. Крайне редко можно увидеть эти моторы мощностью более 7,5 л.с.

Преимущества конденсаторных пусковых и конденсаторных двигателей

Обновлено 27 сентября 2019 г.

Автор: S.Hussain Ather

Когда вы охлаждаетесь с помощью кондиционера, вы полагаетесь на электрическую цепь устройства для запуска двигателя. Это преобразует электрическую энергию в механическую и тепловую, что позволяет устройству охладить воздух вокруг вас. В схемах кондиционеров и аналогичных приборов используются различные элементы, и знание преимуществ конденсаторов в этих схемах может научить вас больше о том, как они работают.

Преимущества конструкции конденсатора

Устройства и устройства, такие как блоки кондиционирования воздуха, демонстрируют преимущества конструкции конденсатора в своей схеме.Конденсаторы состоят из двух пластин, разделенных диэлектрическим материалом, который заставляет пластины со временем накапливать заряд и электрический потенциал. Пусковые конденсаторы запускают процесс двигателя, обеспечивая источник электроэнергии. Обычно в них используется емкость от 70 до 120 мкФ.

Пусковой конденсатор обычно имеет большую емкость, чем рабочий конденсатор, конденсатор емкостью от 7 до 9 мкФ, который продолжает улучшать характеристики двигателя после того, как он начал работать.Рабочий конденсатор использует заряд диэлектрического материала, который разделяет две пластины конденсатора, чтобы обеспечить больший ток двигателя. Этот тип конденсатора также создает крутящий момент , силу вращения двигателя.

Другие типы конденсаторов, используемых в двигателях, основаны на этих двух основных элементах. Конденсаторы двойного хода включают в себя один конденсатор, обеспечивающий питание двигателя, а другой - компрессор, часть блока кондиционирования воздуха, которая позволяет хладагенту течь, так что тепло может передаваться между катушками.

Центробежные переключатели

Вы даже можете подключить пусковой конденсатор последовательно и рабочий конденсатор параллельно с центробежным переключателем для включения и выключения его использования. Вы можете настроить конденсаторный пусковой конденсаторный двигатель с центробежным переключателем. Переключатель должен начинаться в замкнутом положении, так что он может подключать питание к конденсатору.

По мере запуска двигателя он становится все быстрее и быстрее. Когда он достигает примерно 70-80 процентов своей нормальной рабочей скорости, выключатель отключает пусковой конденсатор.

Рабочий конденсатор продолжает работать и улучшать характеристики двигателя. В этих конструкциях используется эффективность пускового момента. Убедитесь, что при использовании такой конструкции переключатель не поврежден и не имеет повреждений, которые могут помешать его коммутационной способности. Регулярно проверяйте эти конденсаторы, чтобы убедиться, что они работают нормально.

Асинхронные двигатели с конденсаторным пуском демонстрируют больше преимуществ конденсаторных конструкций. В них используется большой конденсатор, который дает энергию для запуска однофазного асинхронного двигателя.Крутящий момент двигателя продолжается до тех пор, пока центробежный переключатель не остановит его, как и в других конструкциях, но в этом случае в обмотке используются индукторы , катушки проводов, которые индуцируют магнитное поле в ответ на поток заряда в качестве метода питания. мотор.

Другие конструкции конденсаторов

Конденсаторный пусковой двигатель, работающий от конденсатора, используемый в этих конструкциях, добавляет рабочий конденсатор к пусковому конденсатору. Когда они расположены вместе, они могут иметь либо два корпуса для конденсаторов наверху двигателя, либо оба конденсатора на стороне двигателя.Металлические корпуса позволяют конденсаторам выделять энергию в виде тепла. Когда двигатель начинает работать, пусковой конденсатор отключается от цепи для экономии энергии, а рабочий конденсатор продолжает работать.

Эти типы двигателей используются в однофазных приложениях, которые полагаются на один источник электроэнергии, а также в приложениях, требующих больших нагрузок. Вы можете найти у них от 1/2 до 25 лошадиных сил для измерения их мощности. Инженеры обычно обеспечивают изменение скорости этих двигателей на 10% при переходе от холостого хода к полной.Вы можете найти эти двигатели как многоскоростные двигатели, которые используют две или три разные скорости при подключении к электрическим нагрузкам. Конденсаторы овальной или квадратной формы

IRJET-Запрошенная вами страница не найдена на нашем сайте

IRJET приглашает участников из различных инженерных и технологических дисциплин для выпуска 3 тома 8 (март-2021)

Отправить сейчас


IRJET Vol -8 Выпуск 3, март 2021 г. Публикация продолжается ...

Обзор статей


Получено IRJET "Импакт-фактор научного журнала: 7.529 "на 2020 год.

Проверить здесь


IRJET получил сертификат регистрации ISO 9001: 2008 для своей системы менеджмента качества.


IRJET приглашает участников различных инженерных и технологических и научных дисциплин для Тома 8 Выпуск 3 ( Март 2021 г.)

Отправить сейчас


IRJET Vol-8, выпуск 3, март 2021 г. Публикация продолжается ...

Обзор статей


Получено IRJET "Фактор влияния научного журнала: 7.529 "на 2020 год.

Проверить здесь


IRJET получил сертификат регистрации ISO 9001: 2008 для своей системы менеджмента качества.


IRJET приглашает участников различных инженерных и технологических и научных дисциплин для Тома 8 Выпуск 3 ( Март 2021 г.)

Отправить сейчас


IRJET Vol-8, выпуск 3, март 2021 г. Публикация продолжается ...

Обзор статей


Получено IRJET "Фактор влияния научного журнала: 7.529 "на 2020 год.

Проверить здесь


IRJET получил сертификат регистрации ISO 9001: 2008 для своей системы менеджмента качества.


IRJET приглашает участников различных инженерных и технологических и научных дисциплин для Тома 8 Выпуск 3 ( Март 2021 г.)

Отправить сейчас


IRJET Vol-8, выпуск 3, март 2021 г. Публикация продолжается ...

Обзор статей


Получено IRJET "Фактор влияния научного журнала: 7.529 "на 2020 год.

Проверить здесь


IRJET получил сертификат регистрации ISO 9001: 2008 для своей системы менеджмента качества.


IRJET приглашает участников различных инженерных и технологических и научных дисциплин для Тома 8 Выпуск 3 ( Март 2021 г.)

Отправить сейчас


IRJET Vol-8, выпуск 3, март 2021 г. Публикация продолжается ...

Обзор статей


Получено IRJET "Фактор влияния научного журнала: 7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *