Как восстановить аккумулятор бесперебойника: Восстановление емкости аккумулятора ИБП / Хабр

Содержание

Восстановление емкости аккумулятора ИБП / Хабр

Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло?

Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.

Как быть, что делать и куда бежать?

Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.

Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.

Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:

— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.
— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.
— Нож для ковыряния, покрепче.
— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).
— Фонарик.

На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.

Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.

Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.

Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.

Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.

Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше присвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.

После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.

Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.

Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.

После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.

Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.

Результаты таковы:

За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.
Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.
Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.

Мораль сей басни такова:
— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.
— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.

Восстановление аккумулятора бесперебойника - как восстановить аккумулятор ИБП

Многие владельцы источников бесперебойного питания были в ситуации, когда при малейшем скачке напряжения компьютер выключался, хоть и был подключен к ИБП. Причиной тому служит выход из строя батарей, а цена их такова, что иногда дешевле купить новый источник. У многих сразу возникают вопросы: «Как реанимировать бесперебойник? Можно ли починить батарею ИБП?». Предлагаем вам узнать, как восстановить аккумулятор от бесперебойника, в данной статье.

Причины выхода из строя аккумуляторов

Для начала рассмотрим основные виды неисправностей и причины, по который аккумулятор может прийти в негодность. Причин поломки АКБ источника может быть множество:

  • систематический недозаряд аккумуляторных батарей ИБП – это наиболее часта причина, так как бюджетные источники оснащаются не очень качественными зарядными устройствами. Также причина может быть в качестве входного сетевого напряжения, из-за которого ИБП приходится часто включать режим работы от батарей;
  • глубокий разряд – также возможен при плохом качестве входного напряжения;
  • продолжительное нахождения батарей в разряженном состоянии – после долгой работы от аккумуляторов старайтесь оставлять ИБП включенным для того, чтобы он смог полностью зарядить свои батареи, также бывают ситуации, что сам ИБП разряжает аккумулятор, но эта проблема связана с физическими неполадками в схеме;
  • снижение уровня электролита, что приводит к высыханию батареи и потере ее первоначальных качеств – это происходит из-за повышенного напряжения при зарядах;
  • работа аккумулятора в повышенном температурном режиме и его хранение при температурах ниже 0.

Все вышеперечисленное отрицательно сказывается на работоспособности аккумуляторных батарей в ИБП, и они работают некачественно или совсем выходят из строя. Вышеперечисленные причины приводят к следующим поломкам АКБ:

  • осыпание и оползание активной массы положительно заряженных электродов, которое связано с нарушением однородности и разрыхлением;
  • слабое сцепление активной массы или плохая механическая прочность токоотводов является причиной опадания активной массы;
  • коррозия электродов, которая заключается в образовании электрохимических процессов растворения и окисления в электролите, в результате чего материал токоотводов осыпается;
  • сульфатация пластин, которая заключается в невозможности протекания обратимых токообразующих процессов в результате образования крупных кристаллов сульфата свинца.
Перечисленных проблем можно избежать установкой в ИБП качественного зарядного устройства, но, к сожалению, обычный человек этого сделать не может, так же, как и повлиять на производителей ИБП. Остается только покупать более качественные, но вместе с тем, и дорогие модели бесперебойников.

Как восстановить аккумулятор ИБП?

Теперь перейдем к сути статьи – оживление аккумулятора бесперебойника в домашних условиях. Стопроцентных результатов ожидать не стоит, да и методы оживления подходят лишь для некоторых видов поломок, но попробовать произвести восстановление аккумулятора бесперебойника все же стоит, так как цены на новые аккумуляторы достаточно высоки. Ниже рассмотрим несколько способов восстановления аккумуляторных батарей.

1. Оживляем бесперебойник дистиллированной водой.
Сначала нужно купить необходимые инструменты: шприц и дистиллированную воду. Дистиллированная вода продается в любом автомобильном магазине. Для восстановления аккумуляторных батарей данным способом придется сорвать верхнюю крышку батареи, которая прикрывает колпачки банок. Затем снимите колпачки, которые являются еще и клапанами для сброса избыточного давления, которое создается при нагревании батарей.

Наберите в шприц дистиллированную воду, не более 2 мл, и выдавите в банку. Проделайте так с каждой банкой. Дайте время воде впитаться (понадобится около получаса), если потребуется, то залейте еще. Пластины должны быть слегка покрыты водой, если получился избыток, то шприцом можно его удалить.

2. Длительное заряжание
Восстановление аккумуляторов ИБП данный способом позволяет восстановить его первоначальные свойства после высыхания. Изначально можно попробовать его, чтобы не разбирать аккумулятор. Если длительное заряжание не помогло, то тогда придется выполнить первый пункт. Высохший аккумулятор изначально не будет потреблять ток от зарядного устройства, поэтому на амперметр внимания не обращайте.

Перед подключением накройте аккумулятор крышкой и поставьте на нее груз, иначе колпачки разлетятся по всей комнате, так как через них будет сбрасываться избыточное давление.
Заряжать нужно напряжением не менее 15 Вольт. Причем придется долго ждать, прежде чем аккумулятор начнет оживать и брать ток. Если в течение 15 часов зарядки батарея так и не стала брать ток, то следует повысить напряжение до 20 В. В этом случае нельзя АКБ оставлять без присмотра, иначе можно испортить и батарею, и зарядное устройство.

3. Циклический заряд
Если аккумулятор не хочет оживать, то можно попробовать «раскачать» его. Следует поочередно выполнять циклы заряда/разрядки, что позволит восстановить первоначальные свойства АКБ.

Первый цикл заряда следует проводить высоким напряжением около 30 В. При последующих циклах потребуется ступенчатое снижение напряжения до 14 В, например, 30-25-20-14 В. Если циклов будет больше, то показатели напряжения будут другие. Разряжать батарею следует небольшой лампочкой на 5-10 Вт. При разряде следует следить за напряжением батареи и не допускать его просадки ниже 10,5 В.

Приведенные методы описывают, как восстановить работу ИБП, но если они не помогли, то придется идти в магазин за новым аккумулятором. Если вы решите выбросить старые батареи, то не забывайте, что в аккумуляторах содержится свинец, который относится к тяжелым металлам, и кислота. Поинтересуйтесь в Интернете или в любом сервисном центре, куда сдать батареи от ИБП в вашем городе, чтобы не нанести урон окружающей среде.

Восстановление нерабочего свинцового аккумулятора от бесперебойника

Всем привет! Наверняка, у многих людей дома лежат нерабочие свинцовые аккумуляторы, например, от бесперебойного блока питания. Обычно у таких аккумуляторов напряжение в порядке, но сила тока низкая. То есть под нагрузкой сразу идёт просадка вольтажа. У меня имеется два таких аккумулятора: один на 6 вольт, другой на 12. Если у вас тоже валяются без дела такие аккумуляторы, не выбрасывайте их, ведь скорее всего, их можно восстановить.

Необходимые компоненты

Для восстановления аккумулятора, нам понадобиться:

  1. Электролит (использую дистиллированную воду, так как это доступный и дешевый вариант)
  2. Шприц (можно купить за копейки в любой аптеке)

Первым делом, нужно открыть крышки на верхней части аккумулятора. Обычно они приклеены клеем.

На 6-ти вольтовых аккумуляторах обычно одна крышка, которая выглядит вот так:

Когда крышки сняты, нужно снять вторые, резиновые крышки. Их снять намного легче, чем предыдущие, так как они не приклеены. При снятии этих пластиковых крышек, главное запомнить, на какое место, какая крышка, это сэкономит ваше время при сборке.

В моем случае, на 6-ти вольтовом аккумуляторе – 3 крышки.

На 12-ти вольтовом 6 крышек.

Теперь берем электролит и наливаем его в какую-нибудь емкость, куда удобно будет опустить шприц. В моем случае, это пластиковый одноразовый стаканчик.

Далее, шприцем набираем жидкость и наливаем в каждую банку аккумулятора, поочередно. Наливаем до тех пор, пока материал, который внутри аккумулятора (стекловолокно), станет влажным и перестанет впитывать влагу. У меня ушло 2 шприца на каждую банку.

После заливки электролита, аккумулятор стал заметно тяжелее, чем был.

Сборка аккумуляторов

Далее, берем резиновые крышки и надеваем их обратно. Затем закрываем пластиковую крышку и приклеиваем её суперклеем типа секунда.

После этого ничего особенного, просто ставим аккумулятор на зарядку на длительное время. Таким способом, успешно восстановил свои 2 аккумулятора.

Так что, этот способ реально работает. Всем удачи и если остались вопросы - читайте форум!

Как восстановить аккумулятор бесперебойника

Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Если ваш источник бесперебойного питания для компьютера по прошествии нескольких лет перестал держать нагрузку после отключения питания, то скорей всего у него вышла из строя аккумуляторная батарея. Это самая распространенная поломка бесперебойников. Ремонт крайне простой: заменить батарею и забыть о проблеме ещё на несколько лет.
Батареи таких типов не из дешевых. Я предлагаю попробовать восстановить аккумулятор очень простым способом.

Теория


Почему батарея теряет емкость и не держит заряд? Одной из причин выхода из строя аккумуляторов такого типа является пересыхание банок. Поэтому нам необходимо будет просто долить в каждый отсек немного дистиллированной воды.

Восстановление аккумуляторной батареи


Не хочу вас ложно обнадеживать, но способ не сто процентный, так как возможно батарея потеряла емкость не из-за пересыхания. Хотя любое восстановление не имеет 100% гарантии. Поэтому мы дадим батарее только шанс, который определенно стоит использовать, так как солидных усилий от вас это не потребует, а уж если восстановление принесет результат - это сэкономить вам хорошие деньги.

Диагностика


Разбираем источник бесперебойного питания и вынимаем из него аккумулятор. Мультиметром замеряем напряжение. Если оно ниже 10 В, то шансов восстановить батарею ничтожно мало, но все же они есть.
У высохшего аккумулятора напряжение обычно колеблется в районе 13 В, а при подключении нагрузки практически сразу падает.
В моем случае все плохо - 8 В всего.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника

Процесс восстановления


Данные батареи неразборные и не предназначены для обслуживания. Поэтому отсеки банок заклеены пластиковой накладкой, которую необходимо поддеть острым ножом.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Немного сноровки и если пройтись острием по периметру, пластина отходит.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Под ней видно шесть резиновых колпачков, для каждого отсека. Это своеобразные клапаны.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Они просто снимаются вручную. Снимаем их все и убираем в сторону.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Далее нам необходимо найти примерно 200 мл. дистиллированной воды. Ее можно купить в авто магазине или очень просто получить в домашних условия без специального оборудования - как это сделать, читайте в этой статье.
Так же ещё понадобится шприц на 20 кубиков. А если нет такого, берите любой, который есть в наличии.
Теперь все просто: добавляем в каждый отсек по 15-20 мл. дистиллированной воды. Точное количество сказать сложно, поэтому наливаем в отсек и смотрим фонариком, чтобы было почти доверху.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Обходим все банки.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Если немного подождать, то уровень воды постепенно уменьшиться, так как вода впитается в наполнитель, который находится между свинцовыми электродами.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Закрываем резиновыми пробками отверстия. Подключаем зарядник и пытаем зарядить. Конечно аккумулятор можно сразу установить в ИБП, но кто узнает - будет ли он там заряжаться или нет.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
По прошествии часа отключаем и проверяем напряжение. Оно выросло почти до 11 В. Значит батарея восстанавливается.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Оторванную пластиковую накладку сажаем на клей, нанесенный на те же места, где и был раньше заводской.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Батарея собрана.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Продолжаем заряжать ещё 3 часа. И повторный замер показывает, что аккумулятор заряжается.
Как восстановить аккумулятор бесперебойника
Данной батарее было порядка 5 лет. Она конечно же не сразу перестала держать заряд, а проседала постепенно. Теперь она возвращена к жизни и имеет 80% емкости от первоначальной. Думаю, без проблем протянет ещё пару лет, хотя кто знает...
Вот такой простейший метод, который поможет вернуть к жизни старый аккумулятор. Попробуйте сами, а выкинуть батарею вы всегда успеете.

Смотрите видео


Восстановление аккумулятора ибп: способы и инструкции

При использовании устройств непрерывной подачи тока возникают ситуации, когда батарея не может поддерживать работу техники. Наблюдается такое при неисправности прибора. Восстановление аккумулятора ИБП помогает избежать покупки дорогостоящего оборудования.

Восстановление аккумулятора ибп - предварительное тестированиеВосстановление аккумулятора ибп - предварительное тестирование

Причины выхода из строя бесперебойников

Источники, обеспечивающие бесперебойное питание, выходят из строя из-за таких причин:

  1. Недостаточная зарядка устройства. Считается самой частой причиной. Недорогие ИБП оснащаются зарядными блоками низкого качества.
  2. Изменение напряжения в сети. Из-за этого прибор переходит в режим автономной работы.
  3. Перезаряд. При накоплении лишней электрической энергии устройство может выйти из строя.
  4. Длительное нахождение в нерабочем состоянии.
  5. Неполадки в работе ИБП. В таком случае прибор быстро разряжает батарею.
  6. Подача повышенного напряжения при зарядке. Электролит быстро выкипает, аккумулятор утрачивает свойственные ему функции.
  7. Работа устройства в условиях высокой температуры или влажности.

Что такое режим Replace Battery?

Данная надпись появляется на экране прибора при необходимости замены аккумулятора. Такой режим запускается при поломке источника питания, износе батареи, отсутствии контакта. Индикатор начинает гореть красным цветом или мигать. Некоторые устройства подают звуковой сигнал.

Режим "Replace Battery"Режим "Replace Battery"В режиме работы “Replace Battery” начинает гореть соответствующий индикатор, который расположен под или над соответствующей надписью. Это является сигналом для замены или восстановления аккумулятора, входящего в состав ИБП.

Что можно восстановить?

Если АКБ долго находилась в нерабочем состоянии, использовалась с повышенными нагрузками или в неподходящих условиях, можно попробовать отремонтировать поврежденные детали. Восстановлению подлежат такие части системы:

  1. Свинцовые пластины. Их очищают от продуктов окисления.
  2. Электроды. Можно повысить однородность и плотность материала, из которого выполнены эти части. Элементы очищают от следов коррозии.

Рекомендуемые методы ремонта UPS

Некоторые способы улучшения характеристик аккумулятора UPS для компьютера достаточно эффективны.

К таким методам относятся:

  • добавление очищенной воды;
  • длительная зарядка батарейки;
  • многоэтапная зарядка.

Восстановление водой

Для ремонта аккумулятора своими руками потребуется шприц, заправленный очищенной водой. Жидкость можно купить в аптеке или автомобильном магазине.

Ремонт выполняют так:

  1. Снимают верхнюю часть корпуса, закрывающую крышки банок.
  2. Откручивают клапаны. Эти детали открываются и отводят газ при нагревании АКБ.
  3. 2 мл очищенной воды закачивают шприцем. Жидкость постепенно вливают в каждый отсек аккумулятора.

После выполнения всех действий ждут полчаса, чтобы вода увлажнила пластины.

Метод долгой зарядки

Способ позволяет улучшить показатели тока и напряжения ИБП. Ремонт батареи производится без разборки корпуса.

Для восстановления аккумулятора выполняют такие действия:

  1. Корпус батарейки прочно закрывают крышкой, устанавливая небольшой груз. В противном случае колпачки вылетят из-за высокого давления.
  2. Зарядное устройство подключают к розетке или трансформатору. Входное напряжение должно составлять не менее 15 В. Зарядка занимает 2-3 суток. Чтобы батарея начала накапливать ток, ее нужно держать подключенной к сети не менее 12 часов. Если зарядка не начинается, напряжение увеличивают.
  3. Батарейку проверяют с помощью специального программного обеспечения.

Циклическая зарядка

Восстановить работоспособность ИБП можно, зарядив батарейку циклическим способом. Этот метод предполагает поочередные полные заряды и разряды прибора. На первом этапе подают напряжение в 25 В, что помогает придать устройству первоначальные свойства. Новый цикл начинают, снижая напряжение на 2-3 В. Разряжают батарею, подключая маломощную лампу. Напряжение нельзя снижать до 10 В. Для восстановления аккумулятора хватает 5 циклов.

Восстановление аккумулятора бесперебойника: как разбудить UPS

Не секрет, что любая батарея рано или поздно теряет показатели своей емкости и постепенно начинает все хуже держать заряд. Кроме этого, разрядка АКБ может произойти и внезапно, по причине того, что она исчерпывает ресурс вследствие слишком большой нагрузки. То же самое относится и к аккумуляторам бесперебойного питания. Сделать восстановление аккумулятора бесперебойника так же возможно, как и «привести в чувство» любой другой блок аккумуляторного питания. Приобрести новую батарею — тоже вариант. Но практика показывает, что при большом желании и умении можно провести восстановление емкости аккумулятора ИБП своими руками.

Причины выхода из строя «бесперебойников»

Источники бесперебойного питания (в народе их называют упсы) могут перестать работать по следующим причинам:

  • В случае постоянного недозаряда, который вначале не дает о себе знать. Дело в том, что «штатные» зарядные устройства, которые часто идут в комплектации с ИБП, бывают плохого качества и плохо заряжают аккумулятор.
  • Регулярные перепады напряжения в электросети.
  • Источник питания глубоко разряжен.
  • Уровень электролита у АКБ по разным причинам снижается. Электролит высыхает, и емкость батарей падает, либо находится вообще на нуле.
  • Если работа свинцово-кислотных аккумуляторов ИБП осуществлялась либо при очень высоких, либо, наоборот, при критически низких температурах.
  • Аккумулятор долгое время пролежал без работы и давно не заряжался.

Причин выхода из строя ИБП может быть достаточно. Вопрос в том, можно ли что-нибудь сделать с севшими батареями и как восстановить их, чтобы они поработали еще какое-то время. Сразу стоит сказать, что, несмотря на возможность «реанимировать» источник бесперебойного питания, это не может быть стопроцентной гарантией того, что восстановление увенчается успехом. Однако попробовать тот или иной опыт восстановления не помешает. А если ни один из методов не окажется эффективным, придется покупать новую батарею.

Восстановление ИБП водой

Рекомендуемые методы «приведения в чувство» UPS

В Интернете есть много видео о том, как восстановить ИБП.

Существует, как минимум, три работающих способа самостоятельного восстановления таких аккумуляторов:

  • с использованием дистиллированной воды;
  • методом долгой зарядки;
  • методом циклической зарядки ступенчатой подачей напряжения различного уровня.

Восстановление водой

Те, кто восстанавливал аккумуляторы дистиллированной водой, по-разному отзываются об этом методе. В некоторых случаях удается восстановить емкость АКБ хотя бы частично, что уже хорошо.

Для этого понадобится обычный медицинский шприц и немного дистиллированной воды. Поскольку все аккумуляторы традиционно подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые (либо малообслуживаемые), осмотрите батарею внимательно, чтобы понять, к какому разряду ее отнести. Если ваш бесперебойник имеет внутри жидкий электролит — он обслуживаемый, и получить доступ к его «банкам» будет минимально просто. Но даже есть на корпусе батареи указано, что она якобы необслуживаемая — крышки на ней все равно имеются, и все, что вам понадобится — это максимально аккуратно их снять.

В медицинский шприц с делениями наберите 2 мл дистиллированной воды и долейте в каждую банку ИБП по 2 мл — в порядке очереди. Выждите немного времени для того, чтобы вода впиталась во внутренний химический состав АКБ — даже если электролит высох, все равно должно остаться его определенное количество. Обычно время ожидания составляет около получаса. После того, как пройдет 30 минут, осмотрите каждую банку. Вода должна немного покрывать пластины батареи сверху. Если она впиталась, и пластины пока непокрыты, долейте еще по 2 мл дистиллированной воды. Затем нужно будет поставить ИБП заряжаться.

Зарядка производится так: аккумулятор подключается к блоку питания с возможностью ручной регулировки показателей тока и напряжения. Осторожно повышайте напряжение, пока не получите показатель тока хотя бы 10-20 А. Ток будет расти, а напряжение, наоборот, уменьшаться. Дождитесь, пока уровень тока достигнет 200 мА,затем отсоедините аккумулятор от зарядного устройства и оставьте его в таком положении на 12 часов. После этого снова поставьте его на зарядку, выравнивая показатели тока и напряжения следующим образом: например, для аккумулятора емкостью 7 Ач показатель тока можно оставить в 600 мА.

Теперь нужно снова разрядить аккумулятор до показателей напряжения 11 В под нагрузкой (например, лампочкой 15 В). Снова проведите его зарядку аналогичным образом.

Если в процессе зарядки при измерении показателей тока и напряжения мультиметром батарея начинает «реагировать» положительно, зарядку нужно продолжать, и шансы восстановить ИБП повышаются.

Зарядка ИБП

Метод долгой зарядки

Есть еще метод так называемой длительной зарядки, который, как утверждают, помогает восстановить батарею даже в случае «капитального» высыхания ее электролита. Такое восстановление аккумулятора бесперебойника проводится в случае, если нет желания его разбирать и возиться с дистиллированной водой. Способ не совсем безопасен, потому что, в данном случае, батарея не вскрывается, а, наоборот, рекомендуется перед зарядкой положить на ее пробки и клапаны груз, чтобы они не вылетели под большим давлением, которое будет подниматься в течение времени зарядки.

После установления на аккумулятор груза его рекомендуется заряжать под напряжением не меньше 15 вольт. При этом придется все равно выждать время, пока батарея «раскачается» и начнет потреблять поступающий к ней ток. В случае, если прошло уже 12-15 часов, а ваш бесперебойник все равно еще «спит», повысьте U до 20 вольт.

Теперь не оставляйте батарею без присмотра: если удастся ее «разбудить», она, потребляя ток, начнет быстро закипать. Считается, при таком повышении уровня напряжения бесперебойник удается привести в чувство. Далее следует еще немного подержать его на зарядке средними токами (до 10 А), а потом попытаться использовать, как обычно.

Метод циклической зарядки

Что касается способа циклического заряда, восстановление аккумулятора UPS с его помощью проводить можно. Но следует внимательно следить за показателями, особенно в начале процесса зарядки. При первом цикле подается высокое напряжение, минимум 30 вольт. Последующие циклы проводятся путем ступенчатого понижения показателей U до 13-14 вольт, например, по следующей схеме: 30-25-20-14. Разряжаем батарею, как всегда, под нагрузкой, лампочкой, не допуская сильной «просадки» напряжения — U должно быть не ниже 10,5 вольт.

Важно помнить о том, что состояние вашей батареи может быть разным. Например, если внутри уже произошло осыпание пластин, либо сульфатация достигла определенного критического предела, такой аккумулятор не подлежит восстановлению. Для «бесперебойников», долгое время пролежавших в неотапливаемых помещениях с повышенным уровнем влажности, характерно прогнивание батарейных отсеков, по причине которого батарея уже никогда не сможет брать ток, а подключение ее к сети может быть даже опасным.

Конечно, никто не может с уверенностью сказать о том, какой из предложенных способов окажется наиболее эффективным в том или ином случае. При соблюдении определенной техники безопасности он не навредит ни батарее, ни ее владельцу. А если бесперебойник все же удастся восстановить хотя бы на какое-то время, покупку нового аккумулятора можно будет ненадолго отложить.

Восстановление аккумулятора от бесперебойника -

Практически все владельцы источников бесперебойного питания были в ситуации, когда при малейшем скачке напряжения техника выключается, хоть и была подключена к ИБП. Причиной тому служит выход из строя батарей, а цена их велика, и иногда дешевле купить новый источник. У многих сразу возникают вопросы: «Как отремонтировать бесперебойник? Можно ли самостоятельно починить батарею ИБП?»

Основные причины выхода из строя аккумуляторов ИБП.
  • систематический не полный заряд батареи ИБП — это наиболее часта причина, так как бюджетные ИБП оснащаются не качественными зарядными устройствами.
  • глубокий разряд – также возможен при плохом качестве входного напряжения;
  • долгое нахождения батарей в разряженном состоянии – после долгой работы от аккумуляторов нужно оставлять ИБП включенным для того, чтобы он смог полностью зарядить свои батареи;
  • снижение уровня электролита, что приводит к высыханию батареи и потере ее первоначальных качеств – это происходит из-за повышенного напряжения при зарядах;
  • работа аккумулятора в повышенном температурном режиме.
Как восстановить аккумулятор ИБП.

Оживление аккумулятора бесперебойника в домашних условиях стопроцентных результатов не даст, да и методы оживления подходят лишь для некоторых видов поломок. Рассмотрим несколько способов восстановления аккумуляторных батарей.

Ремонт аккумулятора бесперебойника дистиллированной водой. 
Для восстановления сначала нужно купить необходимые инструменты: шприц, дистиллированную воду. Дистиллированная вода продается в любом автомобильном магазине, а шприц можно купить в аптеки. Для восстановления аккумуляторных батарей нужно сорвать верхнюю крышку батареи, которая закрывает колпачки банок. Затем снимите резиновые колпачки, наберите в шприц дистиллированную воду, не более 2 мл, и выдавите в банку. Проделайте так с каждой банкой. Подождите время пока вода впитается (понадобится около получаса). Пластины должны быть слегка покрыты водой, если получился избыток, то удалите его шприцом, если мало до добавьте ещё. 

Длительное заряжание
Восстановление аккумуляторов ИБП длительной зарядкой позволяет восстановить его первоначальные свойства после высыхания. Этот способ можно попробовать первым по восстановлению АКБ, чтобы не разбирать аккумулятор. Если длительное заряжание не помогло, то тогда придется разобрать ИБП и достать аккумуляторную батарею. Заряжать придётся зарядным устройством (подойдёт и автомобильная зарядка), высохший аккумулятор изначально не будет потреблять ток от зарядного устройства, поэтому на амперметр внимания не обращайте. Перед подключением накройте аккумулятор крышкой и поставьте на нее груз, иначе колпачки разлетятся по всей комнате, так как через них будет сбрасываться избыточное давление.  Заряжать нужно напряжением не менее 15 Вольт. Причем придется долго ждать, прежде чем аккумулятор начнет оживать и брать ток. Если в течение 15 часов зарядки АКБ так и не стала брать ток, то следует повысить напряжение до 20 В. В этом случае нельзя АКБ оставлять без присмотра, иначе можно испортить и батарею, и зарядное устройство.

Jpeg

Циклический заряд
Если аккумулятор не хочет восстанавливаться, то можно попробовать «раскачать» его. Следует поочередно выполнять циклы заряда/разрядки, что в свою очередь поможет восстановить первоначальные свойства АКБ. Первый цикл заряда следует проводить высоким напряжением около 30 В. При последующих циклах потребуется ступенчатое снижение напряжения до 14 В, например, 30-25-20-14 В. Разряжать батарею следует небольшой лампочкой на 5-15 Вт. При разряде следует следить за напряжением батареи и не допускать его просадки ниже 10,5 В.

Если все эти методы не помогли, то придется идти в магазин за новым аккумулятором. Просто взять и выбросить старые батареи на мусорку не рекомендуется, так как в аккумуляторах содержится свинец, который относится к тяжелым металлам, и кислота. Поинтересуйтесь в Интернете или в любом сервисном центре, куда сдать батареи от ИБП в вашем городе, чтобы не нанести урон окружающей среде.

Станция восстановления аккумулятора - Как восстановить разряженный аккумулятор. Альтернативная энергия в 2020 году

Проверенная 5-ступенчатая формула для быстрого и простого восстановления батарей

Крупные корпорации скрывают реальную картину того, что практически любая батарея может быть заряжена и полностью восстановлена ​​в домашних условиях.

Если они скажут вам это, они просто потеряют свои деньги. Их цель - заставить вас потратить десятки и сотни долларов на различные аккумуляторы и аккумуляторы для вашего автомобиля, мобильного телефона, ноутбука, карманной лампы, игрушек для тренировок для ваших детей, гольф-кары и десятки других устройств.

Хватит это делать! Сегодня вы узнаете, как восстанавливать разряженные батареи, используя простую 5-ступенчатую формулу.

  1. Вы полностью забудете о , купив новые аккумуляторы для своего автомобиля, сотовых телефонов, ноутбуков и других устройств
  2. Вы узнаете, как быстро и легко восстанавливать почти разряженные аккумуляторы .
  3. Вы сможете зарабатывать сотни и тысячи (!) Долларов , покупая старые батарейки для песни или даже получая их бесплатно (!) И продавая с огромной прибылью после базового восстановления (конечно, если вы хотите попробуй себя в этом интересном деле).

Абсолютно все батареи приходят в негодность, и даже если вы не имеете ни малейшего представления об этом, вы можете освоить эту простую технику ремонта.

3 ключевых фактора для восстановления батарей вместо их покупки

  1. Значительно экономит семейный бюджет. Средняя семья тратит сотни и даже тысячи долларов на батареи ежегодно. Система работает таким образом, что батареи используются повсеместно, миру требуется все больше и больше автономных источников энергии, а доходы корпораций постоянно растут.
  2. Охрана окружающей среды По данным Агентства по охране окружающей среды США, батареи составляют более 50 процентов токсичных выбросов всех городских отходов. Всего одна батарея AA от пульта ДУ телевизора загрязняет 400 литров воды. Это приблизительное количество воды, которую вы пьете за 6 месяцев. 2 разряженных аккумулятора (как в стандартном пульте дистанционного управления для телевизора) загрязняют столько воды, сколько вы пьете в течение всего года. Только представьте, какой вред причиняют батареи автомобилей, грузовиков и промышленного оборудования! Если вы оставите вещи такими, какие они есть, ваши внуки будут жить в мире, который будет значительно хуже, чем сегодня.
  3. Выгодный и простой экологичный бизнес на дому . В автомобилях, грузовиках, лодках, тележках для гольфа, автопогрузчиках, солнечных батареях, медицинском и промышленном оборудовании есть аккумуляторы, и это не дешевое домашнее развлечение, а очень прибыльный бизнес. У этого бизнеса также есть свои ниши, например, зарядка батарей для компаний такси. Аккумуляторы этих желтых автомобилей работают в жестком режиме. Короткие поездки на короткие расстояния в плотном городском потоке выдвигают батареи до предела их срока службы.Другой вариант - замена и восстановление аккумуляторов в электромобилях, электропогрузчиках и тележках для гольфа. Поскольку там используется только электродвигатель, их батареи изнашиваются намного быстрее, поэтому они требуют более частого обслуживания и зарядки.

3 лидера, которые контролируют 62% рынка аккумуляторов

income of the producers of various types of batteries Рисунок 1: Доля рынка (доход) производителей различных типов аккумуляторов

Аккумуляторы делятся по химическому составу, литиевые, кислотные и щелочные батареи являются самыми популярными на рынке.

Более 37% рынка занимают литий-ионные аккумуляторы, а на долю трех лидеров приходится 62% рынка:

  • 37% литий-ионные (мобильные телефоны, ноутбуки)
  • 20% свинцово-кислотные , стартер автомобильный аккумулятор
  • 15% щелочной, первичный (мелкая бытовая техника, AAA / AA)
  • 8% свинцово-кислотный, стационарный
  • 6% цинк-углерод, первичный
  • 5% свинцово-кислотный, глубокого цикла
  • 3% Никель-металлогидрид
  • 3% Литий, первичный
  • 2% Никель-кадмиевый
  • 1% Прочие

Какие аккумуляторы вы можете восстановить?

Практически любой из них, убедитесь сами:

  • Аккумуляторы для автомобилей
  • Аккумуляторы для сотовых телефонов
  • Аккумуляторы для ноутбуков
  • Аккумуляторы для ноутбуков
  • Аккумуляторы для игровых приставок

Хорошая новость заключается в том, что вы можете легко и недорого отремонтировать практически любой тип батарей.

Таким образом, эта простая 5-шаговая формула позволит вам восстановить практически любую батарею.

  1. Определите тип батареи (литий-ионная, свинцово-кислотная, никелевая и т. Д.).
  2. Проверьте батарею и определите ее начальную точку (ресурс, износ). , степень зарядки)
  3. (при необходимости) Выполните процесс ремонта, следуя инструкциям
  4. Зарядите аккумулятор до максимальной емкости в домашних условиях
  5. Ознакомьтесь с инструкциями по уходу для вашего типа аккумулятора, чтобы полностью продлить срок службы аккумулятора. бесплатно

Зеленая бизнес-идея для предпринимателей с эко-мышлением: восстановление и восстановление аккумуляторов

Суть этого экологичного бизнеса заключается в следующем:
  1. Вы получаете очень дешевые старые батареи для песни или для бесплатно (чаще всего владельцы рады избавиться от этого мусора)
  2. Удалите коррозию, следы масла или электролит
  3. Восстановите их емкость (при необходимости)
  4. Заряд
  5. Тест
  6. Затем вы продаете отремонтированный аккумулятор с хорошей прибылью и ограниченной гарантией.
Наиболее выгодно работать с компаниями, использующими в своей работе электромобили:
  • Гольф-клубы используют тележки для гольфа
  • Складские комплексы используют погрузчики
  • Солнечные и ветряные электростанции накапливают электроэнергию также в аккумуляторах, это наиболее дорогая часть системы, которая требует обслуживания.

Узнайте больше об этом бизнесе из нашего бесплатного курса - Как стать экспертом по восстановлению аккумулятора за 5 шагов.

Кстати, согласно статистике, средняя семья тратит на батареи и сопутствующие товары около 140-340 долларов.И вы можете минимизировать свои расходы; люди могут считать свои деньги, особенно когда речь идет о регулярных (!) расходах.

После прохождения курса TheBatteryStation.com вы узнаете

  1. Как отличить работающую батарею от разряженной, просто взяв ее в руки
  2. 2 простых способа проверки батареи сотового телефона без устройства
  3. Как легко выявляйте разряженные аккумуляторы в ноутбуках, мобильных телефонах, автомобилях, электромобилях, мотоциклах, лодках и даже в Тесле с помощью простого мультиметра, который стоит 9 долларов.99
  4. Как быстро и легко восстановить практически разряженные батареи в домашних условиях.
.
Как отремонтировать аккумулятор ноутбука - Battery University

Узнайте о проблемах и ограничениях ремонта «умных» батарей

Большинство аккумуляторов для ноутбуков умные и состоят из «химической батареи», которая управляется «цифровой батареей». Распространенным протоколом является шина управления системой, более известная как SMBus.

Типичная батарея SMBus имеет пять или более соединений батареи, состоящих из положительных и отрицательных клемм батареи, термистора, часов и данных.Связи часто не отмечены; однако положительные и отрицательные значения обычно располагаются на внешних краях разъема, а на внутренних контактах размещаются часы и данные. (Однопроводная система объединяет часы и данные.) В целях безопасности отдельный термисторный провод выводится наружу. На рисунке 1 показана батарея с шестью соединениями.

Рисунок 1. Терминальное подключение типичной батареи ноутбука

Положительные и отрицательные клеммы обычно размещаются снаружи; не существует никаких норм в отношении расположения других контактов.

Предоставлено Cadex


Некоторые аккумуляторы оснащены твердотельным переключателем, который обычно находится в положении «выключено» и на клеммах аккумулятора отсутствует напряжение. Подключение клеммы переключателя к заземлению или ее подтягивание часто приводит к включению батареи. Если это не работает, пакет может понадобиться код для активации. Производители аккумуляторов держат эти фирменные коды в секрете, к которому даже обслуживающий персонал не имеет доступа.

Используйте вольтметр, чтобы найти положительные и отрицательные клеммы аккумулятора и установить полярность. Если напряжение отсутствует, полупроводниковый переключатель может быть в & l

.
Как восстановить никелированные батареи - Battery University

Узнайте, является ли память мифом или фактом, и как предотвратить и устранить ее.

В никель-кадмиевые годы 1970-х и 1980-х годов проблемы с батареями обвиняли в «памяти». Сегодня слово «память» все еще используется для рекламы новых батарей как «свободных от памяти». Память поступает из «циклической памяти», то есть никель-кадмиевая батарея может помнить, сколько энергии было потрачено на предыдущих разрядах, и она будет давать такое же количество при повторных разрядах.Если бы потребовалось больше, напряжение резко упало бы, как будто бы протестовало против навязанного сверхурочного времени.

Память возникает, когда аккумулятор NiCd перегружен. Эффект можно обратить вспять с помощью импульсного заряда, но более эффективно применять полный цикл разряда. Рисунок 8-26 иллюстрирует анод нормального NiCd, сформировавшуюся память и восстановленный анод.

Новый никель-кадмиевый элемент. Анод (отрицательный электрод) находится в свежем состоянии.Гексагональные кристаллы гидроксида кадмия имеют поперечное сечение около 1 микрона, открывая электролиту большую площадь поверхности для максимальной производительности.

Ячейка с кристаллическим образованием. Кристаллы имеют
, выращенные до 50-100 микрон в поперечном сечении, скрывая большие части активного материала от электролита. Зубчатые края и острые углы могут пробить сепаратор, что приведет к увеличению саморазряда или короткого замыкания.

Восстановленная ячейка. После импульсного заряда кристаллы уменьшаются до 3–5 мкм: восстановление почти на 100%. Тренировка или восстановление необходимы, если только импульсный заряд не эффективен.

Рисунок 1: Кристаллическое образование на никель-кадмиевой ячейке. Кристаллическое образование происходит в течение нескольких месяцев, если аккумулятор перезаряжен и не подвергается периодическим глубоким разрядам.


Современная никель-кадмиевая батарея больше не имеет циклической памяти, но страдает от кристаллического образования . Активный материал кадмия наносится на отрицательную пластину, и со временем образуется кристаллический пласт, который уменьшает площадь поверхности и снижает производительность батареи. На более поздних стадиях острые края образующихся кристаллов могут проникать в сепаратор, вызывая сильный саморазряд, который может привести к короткому замыканию.


Когда никель-металл-гидрид (NiMH) был введен в начале 1990-х годов, он был провозглашен свободным от памяти, но это утверждение только частично верно.NiMH подвержен памяти, но в меньшей степени, чем NiCd. В то время как NiMH имеет дело только с никелевой пластиной, NiCd также содержит кадмиевый отрицательный электрод, склонный к памяти. Это простое объяснение того, почему NiMH менее восприимчив к памяти, чем NiCd.

Кристаллическое образование происходит, если никелевая батарея оставлена ​​в зарядном устройстве на несколько дней или повторно заряжена без периодической полной разрядки. Так как большинство приложений попадают в эту пользовательскую схему, NiCd требует периодической разрядки до 1 В на элемент, чтобы продлить срок службы.Цикл разрядки / зарядки в рамках технического обслуживания, известный как упражнение , следует выполнять каждые 1-3 месяца. Избегайте чрезмерных тренировок, так как это излишне истощает батарею.

Если регулярные физические упражнения не проводятся в течение 6 месяцев или дольше, кристаллы вовлекаются сами по себе, и полного восстановления с разрядкой до 1 В на клетку может оказаться недостаточно. Восстановление часто возможно путем применения вторичного разряда, называемого , восстановление . Условием является медленный разряд, который разряжает батарею примерно до 0.4V / ячейка и ниже.

Испытания армии США показывают, что никель-кадмиевая батарея должна быть разряжена как минимум до 0,6 В, чтобы эффективно разрушить более стойкие кристаллические образования. За это корректирующий разряд

.
Пять вариантов использования источника бесперебойного питания (ИБП)

Многие люди покупают источник бесперебойного питания (ИБП) для защиты электроники. Прежде чем начать, я должен уточнить, что такое ИБП:

Источник бесперебойного питания (ИБП) обеспечивает непрерывную подачу питания на подключенные устройства. Если вам нужно простое объяснение, это похоже на линейку с подключенной батареей. Если питание отключается, аккумулятор подает необходимую мощность до тех пор, пока не будет восстановлено питание или не разрядится аккумулятор.

Традиционно, ИБП используется в основном для компьютеров, но есть и другие случаи, когда вы можете использовать ИБП. Проверьте список ниже для пяти применений (некоторые необычные) для ИБП.

Компьютеры

Как я уже говорил ранее, очень распространенным местом для поиска ИБП является компьютер. Он защищает данные на компьютере от потери при отключении питания. Если у вас есть ИБП с регулированием напряжения (очистка питания), он также гарантирует, что на компьютер подается постоянное напряжение, что продлевает срок службы компьютера.

Плазменные и ЖК-телевизоры

Новые плазменные и ЖК-телевизоры чувствительны к напряжению, подаваемому на них. Рекомендуется использовать ИБП с регулированием напряжения для защиты чувствительной электроники от колебаний напряжения, подаваемого на них. Они подвержены выгоранию (когда напряжение внезапно падает), и ИБП может защитить их от этого.

Fish Aquarium Pump

Теперь это может быть самая странная вещь в списке, но выслушайте меня. На большинстве аквариумных насосов, если отключается питание, они не могут фильтровать воду до тех пор, пока в них не нальется немного воды.Если вы не заметите, что насос не циркулирует в течение нескольких часов, вы можете ожидать, что ваш аквариум будет зеленым и грязным. Подключение ИБП к аквариумному рыбному насосу избавит вас от необходимости чистить аквариум.

будильников или что-то еще с Battery Backup

У вас дома, вероятно, есть будильник с резервным аккумулятором. Теперь я приветствую это как отличную идею, хотя есть одна проблема: каждый раз, когда у меня отключалось питание, батарея 9 В в будильнике разряжалась.Независимо от того, сколько раз я меняю батарею, результат всегда один и тот же. Итак, я подключил к своему будильнику ИБП - питание может быть отключено на несколько дней, и я до сих пор знаю правильное время.

Беспроводные телефоны

Многие люди сегодня имеют беспроводные телефоны в своем доме. Однако самая большая проблема с ними заключается в том, что когда питание отключается, они просто не работают. Им нужна сила для базы, чтобы работать. Если база подключена к ИБП, у вас будет достаточно времени, чтобы позвонить в случае чрезвычайной ситуации или заказать пиццу.

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о