Если на электросчетчике нет пломбы – Штраф за срыв пломбы электросчетчика

Отсутствие пломбы на счетчике электроэнергии

Добрый день Надежда Борисовна.

Ситуация у Вас проблематичная, поскольку Вы изначально перед проверкой не сфотографировали счетчик с пломбой.

Ваше исковое заявление отклонено, поскольку Вы не предоставили никаких доказательств о том, что именно сотрудник горэлектосетей оторвали пломбу со счетчика.

В настоящее время Вам начисляют не по счетчику а по нормативу и будут делать это до того как Вы не смените опломбируете данный счетчик 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилогопомещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.


82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

pravoved.ru

Как избежать штрафа за отсутствие пломбы на электросчетчике?

Здравствуйте, Мария! Согласно действующим Правилам предоставления коммунальных услуг прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Потребительв случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение указанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. 

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Мария, подскажите, какие события предшествовали проверке ИПУ? Необходимо найти нарушения в действиях исполнителя. Если эти нарушения найти, можно обжаловать их действия в судебном порядке. В данном случае появится небольшой шанс избежать перерасчета.

Надеюсь консультация была полезной для Вас. Буду признательна за оценку. Сообщите, если Вам требуется более детальная консультация.
С уважением, Морозова С. 

pravoved.ru

Антимагнитные пломбы - советы адвокатов и юристов

25.2. Очень много всяких условий, есть судебная практика.
Вот пример:
унктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии определено, что безучетным считается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учета энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя, в том числе в нарушении пломб и знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) приборов учета, а также в совершении потребителем иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Пунктом 192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем. В силу пункта 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствии лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации)

При этом составляющее лицо акт прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.

В этом случае, акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использование средств фотосьёмки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосьемки, подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

В случае отказа лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии. В соответствии с пунктом 194 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 данного документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.

Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 указанного документа.

Таким образом, доказательством наличия факта безучетного потребления электроэнергии является только соответствующий акт, составленный с соответствии с требованиями п.п.192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков.

Указанным актом констатируется факт противоправного поведения потребителя, а выполненный на основании акта расчет возлагает на потребителя обязанность оплатить задолженность.

С учетом вышеуказанного значения акта о неучтенном потреблении электроэнергии, законодательством установлены детальные требования к его составлению, только при соблюдении которых, названный акт может признаваться надлежащим подтверждением факта безучетного потребления электроэнергии, гарантировать объективность содержащихся в нем сведений и являться документом-основанием для расчета объема безучетного потребления электрической энергии и предъявления потребителю требования об оплате рассчитанного объема.

www.9111.ru

Счетчик. Пломба. Чья вина?

 

Что делать, если в один прекрасный день контролер или потребитель, снимающий показания счетчика, обнаружил, что на приборе учета отсутствует либо повреждена пломба? Куда обращаться, какими документами руководствоваться, как защитить себя, если вы не имеете к этому отношения?

В Госкомитете по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Комитет) сообщили, что среди поступающих к ним обращений достаточно заявлений такого характера. Причины срыва или повреждения пломб могут быть разные. Например, абонент сделал это по неосторожности, сам того не заметив. Прошло время, пришел контролер – и вот вам, пожалуйста: «У вас отсутствует пломба. Извольте отвечать в соответствии с законодательством». В практике потребления коммунальных продуктов достаточно фактов, когда недобросовестные абоненты сами вмешиваются в приборы учета для уменьшения их показаний и могут повредить или сорвать при этом пломбу. И, наконец, не исключена вероятность, что этим делом могут грешить недобросовестные контролеры предприятий – поставщиков коммунальных услуг. Значительная часть таких обращений связана с электросчетчиками, установленными на лестничных клетках в подъездах. Там, где электрощиты не закрыты и доступны для посторонних, снять или повредить пломбу не представляет труда.

НЕТ СНИЖЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ – НЕТ НАРУШЕНИЯ

– Счетчики являются собственностью потребителей, они отвечают за их сохранность и целостность, – говорит заместитель начальника управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Комитета Дильшод АЗИМОВ. – Законодательством определена жесткая ответственность за срыв или отсутствие пломбы по их вине. Но нет четкого правового обоснования механизма, когда абонент не причастен к этому. В ходе рассмотрения поступающих в Комитет обращений мы столкнулись с вопросами, требующими комплексного подхода и решения.

Часто проблема выявляется, когда люди хотят поменять счетчик на электронный. Приходит представитель предприятия, чтобы снять старый прибор учета, а на нем нет пломбы. Ее отсутствие для него является нарушением. Но если бы потребитель сорвал ее сам, наверняка не пошел бы с заявлением о снятии счетчика. Потому что знает, что за этим последует серьезная ответственность.

Мы рассматривали обращение, когда контролер, осмотрев индукционный счетчик с сургучной пломбой 80-х годов, обвинил абонента во вмешательстве в его работу на том основании, что на пломбе якобы отсутствует год пломбировки. Абоненту тут же необоснованно насчитали за это к оплате внушительную сумму. Житель принес фотографию счетчика нам, мы увеличили фото в присутствии должностных лиц предприятия территориальных электросетей (ПТЭС): оказалось все в порядке, год пломбировки на месте. Спрашиваем их:
«С чего вы взяли, что есть нарушение?». – Молчат.

Или другой случай. Во время осмот-ра электросчетчика, подключенного к автоматизированной системе учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ), контролер обнаружил отсутствие пломбы, составил акт. Потребителю вменили в вину, что он сорвал ее для уменьшения показаний. ПТЭС необоснованно произвело абоненту перерасчет за 2 года, представив к оплате порядка 1,5 млн сумов. Житель возражал: пломбу не срывал, в работу счетчика не вмешивался. Если он сделал это намеренно, то АСКУЭ должна была тут же зафиксировать вмешательство и уменьшение показаний прибора учета. Этого выявлено не было, что подтвердили представители Агентства «Узстандарт» и ГИ «Узэнергонадзор», участвующие в рассмотрении обращения. Они справедливо отметили, что в таких случаях надо изучать ситуацию, проверять счетчик, что, собственно говоря, и предусмотрено законодательством. И если не снижены объемы потребления, значит, нет нарушения. Мы признали требование поставщика необоснованным, направили ему предписание об отмене незаконных требований.

Пунктом 120 Правил пользования электрической энергией (приложение
N 1 к Постановлению КМ от 22.08.2009 г. N 245, далее – Правила) установлено, что при обнаружении у бытового потребителя изменения схемы включения расчетного прибора учета, его повреждения (по вине потребителя) или отсутствия, срыва пломб, подключения электроприемников, помимо расчетных приборов учета, и других нарушений с целью уменьшения показателей фактического потребления электрической энергии представитель ПТЭС составляет акт нарушения. На его основании производится перерасчет стоимости неучтенной электроэнергии.

Значит, в таких случаях необходимо подтвердить вину потребителя, факт уменьшения показателей потребления электроэнергии. ПТЭС, как и другие поставщики коммунальных продуктов, особо не вникают в причины: при отсутствии или повреждении пломбы виноват потребитель. Но подход должен быть дифференцированным, и это следует более четко отразить в законодательных актах.

При рассмотрении этого и аналогичных обращений возникает еще одна
серьезная проблема. В пункте 120 Правил говорится, что при указанных выше нарушениях, определяемых визуально при проведении обходов, перерасчет объема неучтенной электроэнергии производится за период со дня последнего обхода, но не более чем за срок исковой давности.

Но как часто должны проводиться обходы? Ни один поставщик не ответил на этот вопрос, не представил по нашему требованию должностные инструкции о периодичности их проведения. Поэтому часто перерасчет необоснованно производится за период «не более чем за срок исковой давности», то есть за 3 года, что очень выгодно поставщику. Но это вольная трактовка Правил, а также недоработка законодательства, не дающая четкого ответа, какой период использовать для перерасчета. Если такого регламента нет либо поставщики не хотят его озвучивать, почему за это должен расплачиваться абонент, которому накручивают за неучтенное потребление коммунальных продуктов (что надо еще доказать) внушительную сумму за 3 года?

В отсутствии этой нормы настаиваем на том, чтобы обходы проводились раз в квартал. Это предложение мы включили в проекты документов, экспертизу которых осуществляли на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей. Среди них – проекты готовящихся законов
«О газоснабжении», «О теплоснабжении»; правил пользования тепловой энергией; водопользования; оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов; типового договора электроснабжения для бытовых потребителей, которые сейчас находятся на рассмотрении других ведомств.

Пока периодичность проведения обходов не утверждена, требуем, чтобы поставщик производил перерасчет за последние 3 месяца с момента последнего контрольного осмотра счетчика, если мы не можем доказать непричастность потребителя к отсутствию или повреждению пломбы.

Очень важно, чтобы были документально зафиксированы факт обхода, дата его проведения. Потому что от этого будет зависеть размер перерасчета. Контролер может не появляться в доме год и более либо, наоборот, приходить несколько раз в месяц. Во время контрольного осмотра он должен актировать и исправное состояние счетчика точно так, как это делается при выявлении нарушений, и 1 экземпляр акта передавать потребителю. Иногда контролеры предлагают абоненту расписаться в журнале обхода, но этого недостаточно при возникновении спора.

 

ЖИЛИЩНО-КРИМИНАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ

Не исключая факты умышленного срыва пломб абонентами либо по неосторожности, может случиться, что к ним причастны и недобросовестные контролеры. Этот вопрос тоже находит отражение в обращениях потребителей в Комитет.

Например, контролер может прийти к потребителю, чтобы снять показания счетчика и осмотреть его работу. Просит показать квитанцию об оплате. Вы отошли на минутку, оставив его один на один с прибором учета. Возвращаетесь, а он сообщает, что отсутствует пломба или не хватает одной из них. Ну и пошло-поехало…

Может начаться давление на потребителя с целью «развести» его на деньги. Порядком перепуганный абонент понимает, что с поставщиками шутки плохи, но он не имеет представления, куда делась пломба. Клянется, что не трогал ее, да и не помнит, сколько вообще было на счетчике этих пломб. На контролера эти доводы не действуют. Он намерен составить акт о срыве, стращает строгими санкциями за ее отсутствие, которые предусмотрены законодательством... но при наличии вины потребителя, о чем умалчивает контролер. Как доказать, что его вины здесь нет?

Далее действие может развиваться очень предсказуемо. По крайней мере, эти истории, передаваемые как апокрифы из уст в уста, очень похожи одна на другую. Контролер озвучивает примерную сумму перерасчета, которую жителю придется заплатить за отсутствие пломбы. Кроме нее, в соответствии со статьей 101 Кодекса об административной ответственности он должен заплатить штраф. На потребителя все это действует безотказно, и он предлагает контролеру «договориться». Вот ради этого момента и разыгрывает спектакль нечистый на руку проверяющий. Он говорит, что идет абоненту навстречу, делает одолжение из желания помочь, называет «договорную» цену вопроса. Обычно она тоже немаленькая, но, конечно, несоразмерима с суммой официального перерасчета и штрафными санкциями, и потребитель соглашается на сделку.

Наивный «нарушитель» считает, что, «договорившись» с контролером, инцидент можно считать исчерпанным. Но, попав на удочку ловкача, роет яму самому себе. Может случиться и так, что, получив деньги, его «спаситель» не спешит восстановить пломбу, как обещал. Он может передавать легковерного жителя своим сотоварищам, которые также будут его «доить». Или другой поворот сюжета. Контролера, с которым «договорился» потребитель, уволили либо перевели на другой участок. Приходит новый, и все начинается сначала.

Вступая в такие «договорные» отношения, потребители должны помнить, что существует установленный законодательством механизм восстановления пломб на приборах учета потребления коммунальных продуктов. Пренебрежение этими нормами рано или поздно может раскрыться, и тогда придется отвечать по полной программе.

Подобные случаи – не что иное, как умышленное причинение вреда чужому имуществу и вымогательство, подпадающие под действие Уголовного кодекса. Но почему некоторые нерадивые контролеры не несут за эти действия предусмотренную законодательством ответственность? Беда в том, что здесь есть и вина самого потребителя. Причастен он к срыву пломбы или нет, старается как можно скорее погасить проблему, решить вопрос с контролером вместо того, чтобы сообщить об этом поставщику коммунальных услуг, в РОВД, прокуратуру, Комитет. Другими словами, позволяет дурачить себя, нарушать свои права.

Многие жители считают, что доказывать свою невиновность в срыве пломбы обойдется им же дороже – мол, монополист всегда прав. В самом деле, потребители часто не защищены от неправомерных действий поставщиков коммунальных услуг, которые порой видят в них потенциальных нарушителей. Да и не знают люди, что делать в таких случаях. В результате, «договариваясь» с вымогателем-контролером, желающим заработать на их правовом нигилизме, идут у него на поводу и вряд ли захотят куда-то обращаться с жалобой. А вымогатель остается безнаказанным. Поставщики удивляются: «Нет у нас таких заявлений». Поэтому призвать нарушителей к ответственности чрезвычайно затруднительно. Слово, как говорится, к делу не пришьешь. Тем не менее в управлении контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Комитета подтвердили наличие таких обращений.

 

ЗВОНЯТ – ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ

Превышение полномочий контролерами и их безнаказанность порождают целый клубок проблем и противоречий между потребителями и поставщиками услуг. Это одна из причин, почему люди часто ограничивают доступ проверяющих к приборам учета, не пуская их в квартиру. Тоже серьезная проблема. В связи с этим Постановлением Кабинета Министров от 1.11.2013 г. N 295 пункт 49 Правил был дополнен абзацем, в котором говорится, что недопуск представителя ПТЭС к приборам учета электрической энергии оформляется актом установленного образца, который подписывается представителями ПТЭС, потребителем или сторонними привлеченными лицами. При отсутствии последних и отказе потребителя от подписи в акте делается отметка об ознакомлении потребителя и производится отключение от электрических сетей.

Вынужденная мера, хотя довольно жесткая. Но по большому счету – это следствие проблемы. Ведь недопуск проверяющих, который обрел массовый характер, продиктован стремлением потребителей оградить себя от их злоупотреблений. Если отключение от электросети расценивать как инструмент воздействия на абонентов за недопуск к приборам учета, то он должен быть в руках добросовестных проверяющих.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как можно минимизировать или не допустить проблем, возникающих при срыве или повреждении пломб на приборах учета?

1. Если на счетчике отсутствует или повреждена пломба, ее надо восстанавливать в установленном законодательством порядке, механизм которого регламентируют правила предоставления того или иного коммунального продукта и договор между потребителем и поставщиком услуги.

2. Если вы непричастны к исчезновению или повреждению пломбы, надо доказать отсутствие вашей вины. Требуйте от поставщика предоставления информации об объеме потребления коммунального продукта, проведите проверку, которая покажет техническое состояние вашего счетчика, наличие или отсутствие в нем отклонений от нормы.

3. Сделайте то же самое, если у вас есть основания полагать, что срыв пломбы произошел по вине проверяющего. Напишите заявление о срыве пломбы на имя руководителя предприятия – поставщика коммунальных услуг, в РОВД, Комитет.

4. Требуйте у контролера документы, подтверждающие его личность и полномочия.

5. Не оставляйте его один на один с вашим прибором учета. Лучше, если осмотр счетчика будет происходить в присутствии соседей.

6. Поставщик должен информировать потребителя о том, кто является участковым контролером, а также с какой периодичностью проводятся обходы.

7. Если у абонента возникают сомнения в отношении контролера, он должен связаться с предприятием – поставщиком услуг по телефону, чтобы подтвердить его личность и полномочия.

8. По итогам обхода контролер должен документально подтвердить в акте состояние счетчика, его исправность, количество пломб. Один экземпляр документа, который подписывают контролер и потребитель, должен оставаться у абонента.

9. Электросчетчики, установленные в электрощитах в подъездах, должны быть надежно защищены от вмешательства посторонних лиц.

10. Поставщики должны информировать потребителей о телефонах доверия, по которым абоненты могут сообщать о фактах злоупотребления конт-ролерами.

11. Каждый случай злоупотребления должен рассматриваться поставщиками и предаваться гласности.

 

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.

gazeta.norma.uz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о