Что такое цикличная зарядка аккумулятора – Как правильно заряжать аккумулятор? Зарядка аккумулятора | Заряд аккумуляторной батареи герметичной необслуживаемой

Содержание

Циклы зарядки и разрядки аккумулятора.


Циклы зарядки и разрядки аккумулятора




Цикл зарядка-разрядка и определение фактической емкости аккумулятора

Фактическая емкость аккумуляторной батареи определяется с использованием, так называемого контрольного цикла зарядка-разрядка. Выполняется цикл в следующей последовательности.
Вначале производится зарядка аккумуляторной батареи током, равным 5 % номинальной емкости батареи. Затем с помощью специального прибора или реостата с амперметром аккумуляторную батарею разряжают током силой 5 % емкости до напряжения 10,2...10,3 В.

Фактическая емкость (СФ) аккумуляторной батареи равна произведению времени разрядки на величину тока разрядки и может быть определена по формуле:

СФ = tр×0,05 Сном,

где:
tр – время разрядки аккумуляторной батареи;
Сном – номинальная (паспортная) емкость аккумуляторной батареи.

Пример:
Аккумуляторная батарея 6СТ-90 имеет емкость 90 А×ч

, следовательно, ток ее разряда должен составлять 9 А. В результате контрольного цикла разрядки установлено, что аккумулятор разрядился за 6 часов.
Из этого следует, что реальная (фактическая) емкость аккумулятора
СФ = 9×6 = 54 А×ч,
т. е. значительно меньше номинальной (паспортной) емкости.

При повторе цикла разрядка-зарядка по описанной выше схеме фактическая емкость батареи в большинстве случаев постепенно увеличивается и может составить 90 % номинальной после 3...4 циклов. Поэтому не следует спешить с утилизацией старой аккумуляторной батареи без оценки ее реального состояния при помощи описанных циклов заряда-разряда.
Если измеренная емкость аккумуляторной батареи меньше 40 % от номинальной емкости, то она, вероятнее всего, подлежит замене, а если больше, то после 2…4 циклов зарядки-разрядки ее можно установить на автомобиль для дальнейшей эксплуатации.

При определении технического состояния аккумуляторной батареи обычно ограничиваются определением степени ее заряженности по изменению плотности электролита для определения необходимости в подзарядке.

На практике чаще всего исправность аккумуляторной батареи и ее пригодность к дальнейшей эксплуатации определяют исходя из возможности надлежащего пуска двигателя и ее нормальной зарядки.

***



Восстановительный цикл зарядка-разрядка

Восстановительный цикл зарядка-разрядка проводится для восстановления емкости аккумуляторной батареи, снизившейся в результате сульфатации ее пластин или загрязненности электролита. Цикл технологически аналогичен описанному выше тренировочному циклу зарядки-разрядки, но при восстановлении применяется поэтапная замена электролита с промывкой бака и блоков пластин дистиллированной водой.
Восстановительная зарядка занимает значительно больше времени, поскольку заряд осуществляется слабым током (примерно 2 % номинальной емкости аккумулятора).

Для проведения восстановительного цикла зарядка-разрядка аккумуляторную батарею разряжают током, равным 10 %-й емкости до 10,2 В. После этого сливают старый электролит, промывают батарею дистиллированной водой и заливают электролит пониженной емкости (1,1 г/см3). Затем заряжают аккумуляторную батарею малым током, равным

2% емкости до появления признаков окончания зарядки (стабилизация плотности электролита и ЭДС, выделение газов – «кипение» электролита).

По окончании зарядки сливают из аккумуляторной батареи электролит пониженной плотности, заливают электролит нормальной плотности и полностью заряжают ее током, равным 5% емкости батареи.

Для полного слива электролита или промывочной дистиллированной воды аккумуляторную батарею аккуратно переворачивают вниз отверстиями и выдерживают так в течение 5…10 минут.
Желательно большую часть содержимого бака батареи откачать при помощи резиновой груши, а остатки слить описанным выше способом. Не следует при сливе взбалтывать содержимое – мусор, застрявший между пластинами батареи существенно снизит ее реальную емкость.

Перед восстановительным циклом целесообразно выполнить контрольную зарядку-разрядку, оценив при этом фактическую емкость аккумуляторной батареи. Это позволит определить техническое состояние аккумуляторной батареи и избежать потери времени на длительную восстановительную зарядку в случае непригодности батареи – если фактическая емкость менее 40 % восстановительный цикл будет бесполезен. В большинстве таких случаев аккумуляторная батарея выбраковывается, поскольку ее ремонт или невозможен, или нецелесообразен.

Не следует забывать, что при зарядке аккумуляторной батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов, поэтому зарядку следует проводить в отдельном хорошо проветриваемом помещении, не допускать поблизости появления открытого огня и искр.

***

Сухозаряженные аккумуляторные батареи



k-a-t.ru

Восстановление аккумулятора контрольно - тренировочным циклом: Как провести КТЦ АКБ, как правильно разрядить и зарядить полностью разряженную батарею

Многие автовладельцы делятся историями о том, что аккумулятор эксплуатировался недолго, но автомобиль удаётся запустить с большим трудом. Выясняя, в чём причина, обнаруживается, что электрооборудование исправно, реле — регулятор срабатывает вовремя, и работа генератора также не вызывает нареканий. Но при этом аккумулятор совершенно не принимает заряд.

Обратившись в любой автосервис, получим совет — не искать причины такого поведения АКБ а просто заменить батарею на новую. Но не всегда стоит следовать этому совету и тратить деньги. Стоит попробовать разобраться в проблеме и добиться того, чтобы батарея начала принимать заряд.

Что такое КТЦ?

Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор для автомобиля не вечен, срок его использования составляет примерно от 5 до 7 лет, как указывает производитель. Но в реальности на подобный срок не приходится рассчитывать, ведь режимы работы далеки от идеальных.

Низкие температуры и короткие поездки в городском режиме езды не  лучшим образом сказываются на работоспособности АКБ, а если владелец халатно относится к эксплуатации аккумулятора, то онизживает себя гораздо раньше. Но порой случается так, что батарея даже при правильном обслуживании выходит из строя.

Чтобы уберечь себя от лишних денежных трат на новый аккумулятор, достаточно дважды в год проводить простой процесс — тренировку автомобильного АКБ.

Контрольно-тренировочный цикл АКБ (КТЦ)

— это технологическая процедура, проводимая для восстановления аккумуляторов, полностью разряженных или находящихся в долгой эксплуатации. Благодаря этому циклу возможно не только выявить срок работы батареи и возможность для дальнейшего использования, но и повысить характеристики уставшего АКБ, и частично восстановить его.  Провести КТЦ можно собственными силами.

Для тренировки аккумулятора понадобится приготовить инструмент:

  1. Устройство для заряда;
  2. Ареометр для определения плотности электролита;
  3. Понадобится нагрузка конкретной величины;
  4. Мультиметр для измерения силы тока и напряжения.

Как правильно разрядить и зарядить аккумулятор

Чтобы произвести контрольно-тренировочный цикл правильно, важно следовать инструкции по выполнению операции.

Цикл тренировки состоит из нескольких этапов:

  1. Предварительный заряд АКБ;
  2. Контрольный разряд;
  3. Окончательный заряд.

Каждый этап требуется выполнять со всей возможной точностью и качеством. Прежде чем начать работу обязательно выполните все необходимые расчёты, исходя из характеристик конкретно вашей батареи. Для проведения контрольного разряда, потребуется нагрузка определённой, конкретной величины.

Предварительный заряд АКБ

Если использовать рыночное зарядное устройство для аккумулятора, то процедура получится достаточно простой. Понадобится лишь подключить аккумулятор к зарядке и ждать окончания процесса. Но даже в этом случае, после зарядки необходимо провести замер аккумулятора ареометром, чтобы убедиться в полном заряде батареи, и выровнять, если это нужно, уровень и плотность во всех банках.

Если зарядка упрощённая, то придётся применить расчёты по формуле, хотя и в этом случае особой сложности в зарядке АКБ не возникнет. Ареометром измеряется исходная плотность электролита, учитывая заданную ёмкость батареи, рассчитывается потеря ёмкости. Узнать, на сколько процентов заряжен АКБ, можно по таблице.

Таблица заряда АКБ по плотности электролита и напряжению

Напряжение, В
Плотность электролита Заряд, %
12,72 1,28 100
12,5 1,24 75
12,35 1,2 50
12,1
1,16 25

Например, плотность — 1,16 г/см3, это означает, что батарея заряжена на одну четверть. Учитывая ёмкость АКБ (к примеру, 60Ah), можно вычислить потерю ёмкости по следующей формуле:

Ёмкость АКБ умноженная на заряд (в %) и вместе, делённое на 100%

Получаем расчёт:

60Ah * 75% / 100% = 45 Ah

Напряжение тока заряда должно составлять 1/10 от ёмкости батареи. Чтобы вычислить время, необходимое для полного заряда аккумулятора, нужно воспользоваться формулой:

2*потеря ёмкости/зарядный ток=время заряда

Зарядный ток при 60Ah=6A.

Расчёт по формуле с учётом всех параметров получается следующий:

t = 2 * 45Ah / 6A = 15h(часов)

Следует помнить, что время по расчётам может несколько отличаться от времени по факту, поэтому дополнительно проверьте напряжение и плотность, показатели в 1,27- 1,28 г/см3 и напряжение в 12,7вольт, и означают окончание заряда.

Правильно разряжаем АКБ

Чтобы восстановить функционирование аккумулятора, нужно, как это ни парадоксально, полностью разрядить АКБ. Однако разряд должен быть контролируемым, и производиться строго определённой силой тока.

Необходимо создать электрическую цепь из потребителя электрического тока(строго определённой ёмкости) а так же вольтметра и амперметра. Разряжать АКБ необходимо током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9% — 10% от емкости АКБ.

Важно отметить, что разряд АКБ производится в зависимости от типа батареи. По типу батареи выбирается и величина тока при КТЦ.

Чтобы правильно выбрать данную величину, можете ориентироваться на таблицу:

Тип батареи
Разрядный ток, Ампер
Тип батареи Разрядный ток, Ампер
6СТ — 140Р 12.6 6СТ — 190 17.0
6СТ — 45 4.2 6СТЭН — 140М 12.6
6СТ — 50 4.5 3МТ — 12 1.2
6СТ — 55 5.0 3МТ — 8 0.7
6СТ — 60 5.4 6МТС — 9 0.8
6СТ — 75 6.8 6МТС — 22 2.0
6СТ — 82 7.5 12СТ — 85Р 8.0
6СТ — 90 8.1 12СТ — 70М 7.0
6СТ — 105 9.5 12СТ — 70 7.0
6СТ — 132 12.0 3СТ — 150 13.5
6СТ — 182 16.5 3СТ — 215 19.5

Первая цифра в маркировке означает количество банок аккумулятора, СТ — значит стартерная  а цифры обозначают номинальную ёмкость АКБ. Нас интересуют стандартные автомобильные аккумуляторы, начинающиеся на: 6СТ- …

В случае с аккумулятором в 60 — это 5.4 ампера. Можно просто приобрести обычную автомобильную лампочку максимально приближенную по мощности.

  • Подобрать можно, рассчитав необходимую характеристику лампы по формуле: P = I * U  

где: P – мощность измеряемая в Вт, U напряжение(12 Вольт), а I — необходимая для нас сила тока.

  • Подставляя все значения, находим: 5.4 A * 12v = 64.8 Вт. 

Иными словами для проведения КТЦ, аккумулятору в 60 Ah, потребуется лампочка в 65 ватт.

При выполнении разряда обязательно следите за состоянием аккумулятора!

  1. Температура электролита в начале операции должна быть от 18 до 27 °C. При разряде батареи нужно тщательно следить за постоянством тока.
  2. Напряжение и температура измеряются перед установкой батареи на разрядку, затем замеряются через каждые 2 часа.
  3. Когда напряжение упадёт до 1,85 В, замеры делают каждые 15 минут.
  4. Как только напряжение понизится до 1,75 В, процесс разряда нужно контролировать непрерывно.
  5. При напряжении в 1,7 В разряд следует закончить.

Если время разряда аккумулятора значительно уменьшилось, это значит, что параметры батареи заметно ухудшились. Батарея будет работать, но в соответствии с оставшейся ёмкостью.

Чтобы рассчитать остаточную ёмкость АКБ, можно воспользоваться формулой:

Q=величина тока * разряд (в часах)

К примеру, паспортная ёмкость составляет 60 Ah, а на его разряд током 5,4 ампер, ушло 6 часов. То количество остаточной ёмкости можно вычислить просто перемножив по формуле:

Q = 5,4 * 6 = 32.4 Ah.

Полученная реальная ёмкость намного меньше указанной в паспорте аккумулятора, что говорит о том, что такой аккумулятор постепенно выходит из строя.

Важно! При контрольном разряде следует обязательно засекать время начала и окончания, записывать начальную и конечную температуру.

После завершения этого этапа необходимо приступать к окончательному заряду как можно скорее, иначе ёмкость аккумулятора значительно снизится. Нельзя оставлять АКБ в разряженном состоянии!

Заряжаем разряженную батарею

Окончательный заряд батареи не отличается от предварительного полного заряда. Полезно выполнить весь цикл контрольной тренировки раза два или три. После окончания всего процесса нужно тщательно очистить клеммы аккумулятора, стереть остатки электролита.

Контрольно-тренировочный цикл позволит полностью зарядить аккумулятор, восстановить его работоспособность, а также узнать, в каком состоянии он вообще находится. Проводившие КТЦ автолюбители делятся опытом, что на полный цикл этого процесса уходит около двух дней. А также предупреждают, что оставлять АКБ во время процедуры заряда или разряда категорически нельзя.

Не известно, что может произойти с батареей без присмотра, и велика вероятность, что вместо положительного результата аккумулятор будет испорчен. Кроме того, не рекомендуется сильно разряжать АКБ или заряжать его током под высоким напряжением во избежании кипения. Неосмотрительное отношение приведёт к печальным последствиям.

Важно! Если нет уверенности в собственных силах, лучше доверить работу с аккумулятором специалистам в автосервисе.

Заключение


Проведение контрольно-тренировочного цикла АКБ довольно ювелирный процесс, для него требуется тщательность и предельная внимательность, однако эффективность КТЦ неоднократно доказана большим количеством автолюбителей. Если подойти к данной операции ответственно и соблюдать все правила, а также провести её несколько раз, то старым аккумуляторам можно дать новую жизнь, и утилизировать их не придётся.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

akkummaster.com

Методы тренировки и восстановления аккумуляторов

Причины снижения емкости  и напряжения батареи

Главной причиной уменьшения емкости аккумулятора и снижения напряжения на выходах батареи является сульфатация пластин. Сульфатация пластин – это химический процесс оседания на поверхности пластины слоя сульфата свинца. Образующийся сульфат свинца является плохим проводником электрического тока, что  приводит к снижению эффективности заряда и постепенному уменьшению ёмкости аккумуляторной батареи.

Методы восстановления и тренировки аккумуляторных батарей

К основным причинам сульфатации пластин аккумулятора следует отнести:

  • длительные простои автомобиля, неиспользование аккумулятора длительное время;
  • хранение аккумуляторной батареи  в разряженном виде;
  • короткое время заряда батареи и большая нагрузка на аккумулятор;
  • недостаточный ток заряда аккумулятора;
  • отсутствие периодической подзарядки;
  • использование аккумулятора в условиях низких температур;
  • глубокие разряды АКБ.

Основным способом снижения сульфатации пластин является воздействие на них электрическим током в различных режимах. Такой процесс называют процессом тренировки или восстановления аккумуляторной батареи.

Методы тренировки и восстановления аккумуляторов

Существуют несколько основных проверенных методик тренировки и восстановления аккумуляторных батарей:

  • восстановление АКБ методом длительного заряда малыми токами
  • восстановление АКБ методом глубоких разрядов малыми токами
  • восстановление АКБ методом заряда циклическими токами
  • восстановление АКБ методом постоянного напряжения
  • восстановление АКБ импульсными токами

Тренировка и восстановление аккумуляторов методом длительного заряда малыми токами

Метод длительных зарядов токами малой амплитуды позволяет получать хорошие результаты при небольшой и незастарелой сульфатации аккумуляторных пластин. Аккумулятор необходимо подключить на заряд током нормальной величины (10 % от общей емкости аккумулятора). Заряд необходимо производить до момента начала образования газов. Далее необходимо сделать перерыв на 20-30  минут. На втором этапе проводится  заряд аккумуляторной батареи с уменьшением значения тока до 1 % от емкости АКБ. После этого делается еще один перерыв на 20-30 мин. Такие циклы заряда необходимо повторять несколько раз.

Тренировка и восстановление аккумуляторов методом глубоких разрядов малыми токами

Метод глубоких разрядов малыми токами эффективен для тренировки и   восстановления аккумулятора с наличием признаков застарелой сульфатации.  Метод тренировки состоит в заряде АКБ с перезарядом токами стандартной величины  и длительным глубоким разрядом с малыми токами. Выполнение   нескольких циклов разряда малыми токами и обычного заряда аккумуляторной батареи дает возможность эффективного восстановления батареи.

Тренировка и восстановление аккумуляторов методом заряда циклическими токами

Еще один эффективный метод восстановления аккумуляторов и увеличения срока службы аккумуляторов — метод заряда циклическими токами. Суть метода проста. Проводится  измерение  сопротивления аккумуляторной батареи. В случае превышения фактического сопротивления над стандартным заводским значением АКБ подвергают заряду малым током, после этого делают перерыв 5—10 минут и начинают разряд аккумулятора. После этого  делают перерыв и повторяют циклы «заряд — перерыв — разряд — перерыв»  несколько раз.

Тренировка и восстановление аккумуляторов методом постоянного напряжения

Суть метода состоит в заряде АКБ током постоянного напряжения, при этом сила тока меняется (обычно уменьшается). При этом на первом этапе процесса заряда сила тока может составлять 150 % от ёмкости АКБ и с течением времени постепенно снижаться до малых значений. Нужно брать в расчет внутреннее сопротивление и емкость АКБ. В зависимости от соотношения этих показателей, сила тока, которая проходит через него в начале зарядки, может превысить 50A. Чтобы  батарея не сгорела, на всех зарядных устройствах присутствует ограничитель в 20-25A

Тренировка и восстановление аккумуляторов импульсными токами

Суть метода состоит в подаче для заряда АКБ тока импульсной формы. Амплитуда значения тока в импульсах выше обычных значений в 5 раз. Максимальные значения амплитуды кратковременно могут достигать 50 Ампер. Длительность импульса при этом мала — несколько микросекунд. При таком режиме заряда происходит расплавление кристаллов сульфата свинца и восстановление батареи

Правила проведения работ по тренировке и восстановлению аккумуляторных батарей

При выполнении всех работ необходимо соблюдать следующие правила:

  • Перед началом работ необходимо полностью очистить аккумуляторную батарею.
  • Перед началом заряда батареи  необходимо проверить состояние и уровень электролита.
  • Выполнение работ по зарядке аккумуляторов должно проводиться в специальном, хорошо вентилируемом помещении.
  • Запрещается держать открытый огонь возле батареи.

Эффективный прибор для восстановления и тренировки аккумуляторов

SKAT-UTTV — это высокоэффективное устройство  для проведения автоматического тестирования, тренировки, восстановления, заряда и определения остаточной емкости свинцово-кислотных аккумуляторов  различных видов и  типов.  Прибор позволяет проводить восстановление аккумуляторных батарей открытого и закрытого типа.

SKAT-UTTV имеет микропроцессорное управление, что позволяет быстро определить прогнозируемый срок службы аккумуляторной батареи.  Прибор имеет различные режимы работы, для управления режимами используется цифровой дисплей и кнопки управления.

Методы восстановления и тренировки аккумуляторов устройства SKAT-UTTV

Прибор использует следующие методы заряда, тренировки и восстановления аккумуляторов:

  • заряд постоянным током значения 10 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным током значения 5 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным напряжением с автоматическим выбором значения тока, заряд постоянным током значения 20 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению,заряд постоянным напряжением до достижения порога по значению емкости батареи;
  • заряд асимметричным током с чередованием импульсов оптимального заряда, подбираемых автоматически до достижения порога по значению напряжения батареи, разряд постоянным током малого значения от 5 % от емкости АКБ до достижения минимального порога по напряжению.

В процессе выполнения заряда, тренировки и восстановления аккумулятора прибор выбирает автоматически программы использования всех методов на различных циклах.

volt-amper.ru

Как выборать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Давайте разберем важную тему — как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Рассмотрим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при покупке ЗУ.

Сила тока

Выбирая зарядник нужно обратить внимание на силу тока, которую дает зарядное устройство на аккумулятор. Как правило, она напрямую связана с тем, какие батареи по ёмкости можно заряжать. Основное соответствие ёмкости и силы тока – это 10%, т.е. если у вас батарея 90А/ч, значит зарядник должен давать 9 ампер.

Если у вас обычная на 60А/ч, то вам нужно зарядное, у которого сила тока на выходе около 6А. Это может быть чуть меньше (5А) или чуть больше (8,9А).

Как правило, эти данные указываются на лицевой стороне ЗУ.

Маркировка зарядного устройства

Напряжение

Обратите внимание на поддерживаемое устройством напряжение 6, 12 или 24 вольта.  Тут следует сделать акцент на то какие аккумуляторы вы планируете заряжать. Как правило, 6-ти вольтовые устанавливаются на детских машинках, на некоторых мотоциклах. 12-ти вольтовые – легковые автомобили, катера и т.п., 24-х вольтовые – дизельные грузовики, фуры и т.д. Этот момент нужно знать, т.к. не все зарядные устройства могут заряжать разно-вольтовые аккумуляторы.

Преобразователь напряжения

Некоторые автовладельцы выбирают по типу преобразователя напряжения. Дело в том, что входное напряжение в электроприбор – 220В, на выходе – 6, 12 или 24В. В некоторых устройствах преобразователь – трансформатор, в некоторых – электронное. Понять довольно легко – если зарядное устройство довольно легкое, значит у него электронный преобразователь. Они отличаются компактными габаритами и невысокой ценой.

Если оно тяжёлое по весу и габаритам – значит в нём установлен трансформатор.

Как правило, трансформаторы устанавливают в устройства, которые дают на выходе большой ток. К недостаткам можно отнести невысокий КПД. Эти особенности привели к снижению спроса на них, как только появились импульсные.

Время трансформаторных ЗУ прошло. Некоторые производители их еще выпускают, но их доля на рынке существенно сокращается.

Автоматический и ручной режим зарядки

Далее идут категории зарядных устройств самые простые из которых имеют две технологии – автоматический и ручной режим.

При ручном режиме все просто. Вы самостоятельно оцениваете характеристики своего аккумулятора и выставляете ток зарядки, который можете менять в процессе.

При автоматическом режиме ещё проще, устройство постоянно поддерживает определенное напряжение (около 14,5В) и по мере заряда автоматически снижает ток. Это самый бюджетный сегмент — «Катунь», «Орион», Т1021 и т.д.

Зарядное устройство "Катунь"Зарядное устройство "Орион"

Пускозарядное устройство Т1014

Следующая категория – заряд идет постоянной силой тока, например, ЗУ «Полюс».

Устройство работает только при подключенной аккумуляторной батарее. ЗУ автоматически отключится, если отсоединить хотя бы одну из клемм.

ЗУ осуществляет стабилизацию тока заряда АКБ при изменении напряжения питающей сети 220В, 50Гц. и степени заряженности АКБ. Это позволяет сократить время заряда АКБ и производить заряд максимально допустимым током.

ЗУ "Полюс 2024Т"

Функция «Цикл»

В некоторых случаях функция «Цикл» очень важна. В частности, такая «приблуда» есть на «Полюсе», «Кедр» и др.

Практически любой аккумулятор в ходе эксплуатации подвергается сульфатации пластин. Функция цикличной зарядки как раз и предназначена для борьбы с этим неприятным явлением.

Суть заключается в том, что параллельно зарядному устройству подключают в виде нагрузки обычную автомобильную лампочку. Этим обеспечивается ток разряда 0,5-1 А.

При работе без разрядной нагрузки процесс десульфатации и восстановления батареи будет идти медленнее. Принцип действия циклического метода: 30-45 сек. заряд, 10-15 сек. разряд. Если аккумулятор сильно засульфатирован, то режим «Цикл» необходимо применять в течение нескольких суток.

ЗУ "Кедр"

Предпусковое ЗУ

Предпусковое ЗУ – такое устройство, которое может выдавать ток в несколько раз больше, чем 10% от ёмкости вашего аккумулятора. Как раз для того, чтобы взбодрить ваш аккумулятор перед запуском. Это, конечно, немного вредно для батареи, т.к. возможен перезаряд, но в некоторых экстремальных моментах это просто необходимо.

Например, ЗУ «Полюс» может выдавать до 12А, а у вас аккумулятор ёмкостью 60А/ч. Вы просто устанавливаете 12А и устройство сработает в качестве предпускового.

Пуско-зарядные устройства (ПЗУ)

Пуско зарядное устройство "Автоэлектрика"

Бывают и пуско-зарядные устройства – например, «Автоэлектрика Т1014».

Как оно работает? Мы его подключаем к аккумулятору, который в свою очередь подключен к бортовой сети автомобиля. Если АКБ «полудохлый» — зарядное устройство помогает запустить двигатель. Конкретно «Автоэлектрика Т1014» выдает до 150А в течение 5 сек. Применяя такие устройства необходимо внимательно читать инструкции! Есть свои нюансы и особенности.

Пусковые устройства

Существуют пусковые устройства, но цена у них запредельная и доступна не каждому автовладельцу. С такого устройства можно запустить автомобиль без аккумулятора, т.к. оно дает очень большой ток.

Его стоит покупать, если у вас есть гараж. Он имеет приличный вес и каждый раз тащить его на стоянку не имеет смысла.

С помощью обычного зарядного устройства невозможно запустить двигатель по причине того, что оно банально сгорит.

Интеллектуальные зарядные устройства

Интеллектуальные зарядные устройства – например, фирмы Hyundai. В них «думает» процессор. Установлен цифровой преобразователь, процессор сам решает какие режимы использовать. Эти ЗУ для тех, кто думает, подбирает под какую-то функцию, т.е. выбрал, установил и пошёл. В них есть функции: именно для гелевых аккумуляторов, для обычных стандартных, выбор мощности, быстрая — медленная зарядка и т.д.

ЗУ "hyundai"

Тут тоже есть ограничения по току – 8А, соответственно 90-е или 100-е аккумуляторы будут заряжаться дольше.

Режим десульфатации

Наличие режима десульфатации. Это огромный плюс. Не во всех зарядных устройствах это есть, но лучше искать зарядку с такой функцией. Подробней о сульфатации и десульфатации мы написали в статье «Сульфатация пластин или почему умирает аккумулятор»

Проверка ёмкости

Орион Вымпел-55 может показывать ёмкость батареи. Он не только заряжает, но и показывает — сколько емкости он “залил” за период зарядки.

Программируемый заряд

Опять же, у Вымпела-55 программируемость заряда просто сумасшедшая. Можно выставить не только вольтаж, ампераж, но и температуру отключения, всякие возможные алгоритмы. Очень гибко программируется это устройство. Оно может заряжать практически все типы аккумуляторов. Стоит относительно недорого.

При выборе зарядного устройства так же необходимо обратить внимание на качество сборки, проводов, зажимов («крокодильчиков»). Чем толще провода – тем лучше.

Немаловажная деталь – наличие «защиты от дураков» — отключение устройства при переполюсовке, от замыкания.

Подводя итог, хочется отметить следующее: если у вас обычный свинцовый аккумулятор (сурьмянистый или гибридный) – вам хватит самого простого аналогового ЗУ, где вы ставите вручную вольтаж и ампераж, т.е. 14,2в и 10% от ёмкости.

Если у вас кальциевый аккумулятор, гелиевый или AGM – тут уже обычное ЗУ не подходит. Нужно программируемое.

Жизнь скоротечна и выбирать оборудование нужно с прицелом на «завтра».

Хотите убить свой аккумулятор — берите дешёвые китайские поделки, в которых кроме кнопки включения нет никаких настроек. «Скупой платит дважды».

И не зря учат нас наши родители, а они люди опытные – «Не настолько мы богаты, чтобы покупать дешёвые вещи».

Надеемся критерии выбора описанные в данной статье помогут Вам выбрать зарядное устройство для Вашего аккумулятора.

akkumir.ru

Восстанавливаем аккумулятор автомобиля своими руками

Среднестатистический срок службы современного свинцово—кислотного аккумулятора для авто составляет от 5 до 7 лет. Это только в том случае, если хозяин выполняет все требования производителя по обслуживанию и эксплуатации АКБ. Не всегда все можно предвидеть, и смерть наступает внезапно. Аккумулятора это касается тоже. Чтобы не выбрасывать лишние деньги на покупку новой батареи, достаточно уделять ей внимание буквально два раза в год. Тогда она прослужит не просто положенных 7 лет, а может еще простоять в запасе. Для этого нужно всего ничего — тренировка автомобильного аккумулятора.

Что такое контрольно—тренировочный цикл?

Если аккумулятор сильно устал от жизни или долго не использовался, помочь ему может только КТЦ — контрольно—тренировочный цикл. Также он поможет поближе познакомиться с батареей, которая стояла, скажем, на вновь купленном автомобиле, определить ее примерный ресурс и срок жизни. Вся операция легко проводится своими руками без сложного оборудования и энциклопедических знаний. Достаточно дочитать это руководство, и АКБ может зажить новой жизнью, дышать полной грудью и радовать владельца стабильными 12 V. Опытные автомобилисты рекомендуют проводить тренировку и восстановление аккумулятора автомобиля хотя бы раз в год, за исключением новых батарей. Цикл тренировки включает в себя полный заряд батареи, контрольный разряд батареи, после чего проводится повторная зарядка.

Как провести тренировку АКБ?

Все тренировочные работы с батареей проводят не на автомобиле. Для этого батарею снимают, заряжают по технологии зарядки любым доступным зарядным устройством, после чего проводится замер плотности электролита во всех секциях АКБ. Средняя плотность электролита должна быть в пределах 1,27 г/ см куб. Проверка плотности проводится аэрометром, а в некоторых моделях АКБ встроен индикатор, который сигнализирует об уровне плотности электролита. Если плотность больше номинальной, в банку доливают дистиллированную воду. Если меньше — готовый электролит плотностью 1,4 г/см куб.

Теперь самое главное — правильно разрядить аккумулятор. Для этого его подключают к мощному реостату, а параметры разрядки контролируют амперметром и вольтметром. Схема подключения настолько простая, что мы нарисовали ее сами. Вот она.

Теперь, когда АКБ подключена, начинается процесс разрядки током десятичасового режима. Величина тока соответствует 9% от номинальной емкости батареи. То есть, если батарея на 50 А.ч, то ток разрядки должен быть точно 4,5 А, если 60 — то 5,4 А, а батарею 75 А.ч разряжают током 6,8 А. Очень важно при этом поддерживать величину тока разряда на постоянном уровне до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до 10,3 В. Меньше этого значения разрядка не допускается.

Тонкости тренировки АКБ

Процесс довольно тонкий, требующий внимания, но чрезвычайно эффективный. Засекаем время от начала разрядки. Первый замер делается в самом начале цикла разряда, при этом необходимо следить за тем, чтобы электролит не перегревался. Последующие измерения проводят не раньше, чем через 3—4 часа. Главное, не пропустить момент, когда напряжение опустится до 11 В. После этого порога замеры делаются каждых 10—15 минут до тех пор, пока значение напряжения не упадет до 10,2—10,3 В. Время, потраченное на разрядку АКБ заданным током, красноречиво будет говорить об истинной емкости батареи. Чем меньше время разрядки, тем меньше реальная емкость. Вычисляется это запросто. Ток разрядки просто умножается на время, которое потрачено на разрядку до 10,2 вольта.

К примеру, АКБ имеет емкость 90 А.ч, следовательно, ток ее разряда должен составлять точно 8,1А. По замерам аккумулятор разрядился за 6 часов. Выходит, 6х8,1=48,6. Следовательно, после первого цикла разрядки АКБ имеет емкость 48.6 А.ч, что почти вдвое меньше номинальной. Теперь нужно повторить процедуру зарядки АКБ стандартным методом или импульсным током до полной зарядки, после чего по той же схеме провести тренировочно—восстановительную разрядку. Похожий результат может дать восстановление аккумулятора импульсным током, но в ручном режиме, так, как описано выше, результат гарантирован. После 3—4 таких циклов реальная емкость АКБ увеличится до номинальной в 90% случаев, поэтому утилизировать старые аккумуляторы не спешите.

А вдруг и это будет интересно:

myfords.ru

Зарядка Автомобильного Аккумулятора, Схема Импульсного Зарядного Устройства, Какое Напряжение, Цикл Зу, Сколько Часов, Батарейки и Лампочки

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость самостоятельно восполнить запас энергии. В этом случае, зарядка аккумулятора станет крайне важна и следует знать, как правильно провести такую операцию.

Зарядное устройство

Регулярность зарядки

Процесс подзарядки аккумулятора в автомобиле выполняет генератор и обычно этого достаточно для поддержания работоспособности батареи. Для снижения риска интенсивного выделения газов в акб устанавливается защитное реле ограничивающее напряжение до 14,1 В. Такие требования безопасности не позволят осуществить полный цикл зарядки, для которого необходимы показатели тока 14.5 В. Интенсивное использование кондиционера и других устройств, требующих большое количество электроэнергии способно истощить батарею. Для её восстановления потребуется зарядка аккумулятора автомобиля, которую легко провести самостоятельно.

Исправный аккумулятор обычно не вызывает проблем при положительной температуре воздуха. Для обеспечения запуска двигателя и функционирования приборов будет достаточно половины ресурсов такого устройства. Работа акб в зимнее время более осложнена, и отрицательные температуры способны снизить в два раза показатели ёмкости батареи. Наступление холодов также требует высоких пусковых токов, так как густеет моторное масло и необходимо больше энергии для включения двигателя. В качестве экстренной меры можно использовать провода от прикуривателя другой машины, но это не избавит от необходимости полностью зарядить автомобильный аккумулятор.

Интенсивная нагрузка на аккумулятор приводит к тому, что генератор не успевает компенсировать электроэнергию. Такая ситуация является стандартной, и отрицательная температура окружающей среды требует повышенного внимания к батарее. Оптимальным решением будет ежегодная зарядка аккумулятора автомобиля, которую следует проводить до наступления морозов.

Проверка заряда АКБ

Оценка уровня заряда аккумулятора может помочь в спорных ситуациях и определить необходимость проведения полного цикла зарядки. Стационарное измерение напряжения следует проводить не менее чем через 6 часов после отсоединения батареи от системы автомобиля или пуско-зарядного устройства. Существует несколько методов для определения таких показателей, имеющих некоторую погрешность в точности.

Подзарядка аккумулятора без демонтажа

  • Снятие показателей напряжения на выходах акб предоставляет относительную оценку состояния батареи. Для получения таких данных можно воспользоваться мультиметром и сравнить показатели напряжения с соответствующей им ёмкостью;
    Соотношение напряжения к остаточному заряду
    Напряжение на клеммах аккумулятора (B) 12,8 12,6 12,2 12,0 < 11,8
    Уровень заряда аккумулятора (%) 100 75 50 25 Разрядка
  • Измерение напряжения под нагрузкой не требует длительного отстоя аккумулятора. Для таких изысканий используют вольтметр и нагрузочные вилки с подключенным сопротивлением в 0,018-0,020 Ом. После подключения устройства к клемам акб выдерживается пауза в 5 секунд, и снимаются показания. Данные, полученные с помощью вольтметра и нагрузочной вилки необходимо сравнить с таблицей, позволяющей определить состояние батареи;
    Соотношение напряжения к остаточному заряду
    Напряжение на клеммах аккумулятора (B) 10,5 9,9 9,3 8,7 < 8,18
    Уровень заряда аккумулятора (%) 100 75 50 25 Разрядка
  • Для обслуживаемых аккумуляторов проверку можно выполнить с помощью замера плотности электролита. Для таких целей используется ареометр, который легко приобрести на авторынке или в магазине. Проведённые замеры, следует сопоставить с таблицей, которая покажет степень заряда батареи;Уровень зарядки аккумулятора в зависимости от погодных условий
  • Получение данных состояния батареи во время запуска двигателя. Такая методика требует исправного стартера и заключается в измерении напряжения во время пуска силовой установки. При условии, что автомобиль оснащён исправным стартером, напряжение не должно быть ниже 9,5 вольт. Меньшие показатели будут свидетельствовать о необходимости зарядки или неисправности стартера;
  • Без снятия батареи можно выполнить замеры путём создания нагрузки с помощью включения габаритов и дальнего света. Учитывая, что лампы автомобиля имеют мощность в 50 Вт нагрузка должна составлять 10 ампер. При таком условии напряжение заряженного аккумулятора должно быть на уровне 11.2 вольт, а более низкие показатели свидетельствуют о необходимости провести дозарядку устройства.

Некоторые модели имеют встроенный гидрометрический индикатор зарядки аккумулятора, позволяющий без использования специальных устройств определить состояние акб. Зелёный глазок такого прибора свидетельствует о зарядке не менее 60%, а чёрный индикатор сигнализирует о небольшом запасе энергии, и зарядка аккумулятора автомобиля будет необходима. Кроме показателей степени заряда такой датчик может принять светлый оттенок, что означает недостачу  дистиллированной воды.

Виды зарядных устройств

Для достижения полной зарядки аккумуляторных батарей необходимо использовать специальное оборудование. Так схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора представляет собой простой преобразователь электроэнергии, обеспечивающий на выходе постоянное напряжение тока. Для большего удобства используются дополнительные датчики и специальные алгоритмы зарядки. Такие приборы могут требовать ручной настройки или работать в автоматическом режиме, самостоятельно определяя характеристики акб.

Определить, как зарядить аккумулятор способен каждый водитель, а использовать можно любое зарядное устройство, выбор которого зависит от собственных предпочтений. Первым признаком нехватки заряда может стать горящая лампочка на приборной панели, что потребует принятия более решительных мер. Полный цикл зарядки длится несколько часов и эти работы удобнее проводить в помещении. Все зарядные приборы независимо от настроек имеют обязательную защиту от неправильного подключения клем и перегрева.

Типы аккумуляторных батарей

Для автомобильных аккумуляторов используются источники тока, основанные на применении различных технологий. Если ранее были востребованны щелочные элементы, то современный рынок представлен кислотными аккумуляторами. Такая технология позволяет в качестве электролита использовать кислоту, помещённую между свинцовых пластин. Особенности этого исполнения предполагают обслуживание акб, которое заключается в доливе дистиллированной воды.

Не менее популярны и гелевые батареи, использование которых не требует обслуживания. Такая технология имеет большую стоимость, а процесс зарядки не отличается от других акб. Существуют и литий-ионные батареи,  но такие устройства не всегда имеют пусковой ток достаточной мощности, что ограничивает их применение.

Самостоятельная зарядка акб

Полная зарядка аккумулятора потребует не менее 10 часов для выполнения всех технических условий. При проведении таких операций потребуется снять аккумулятор с автомобиля и стереть с него грязь или остатки кислоты. Зарядку следует проводить в сухом помещении, обязательно соблюдая полярность электрической цепи. Для исключения появления искр следует сначала подсоединить отрицательный контакт, а затем положительный. Трансформаторное или  импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора подключается последним, после чего можно настроить параметры тока.

В обслуживаемых типах батарей следует проверить уровень электролита и обязательно открутить пробки на банках. В зависимости от типа пуско-зарядного устройства такая процедура будет требовать корректировки или выполняться в автоматическом режиме. Обычно батарею оставляют восполнять запас энергии на всю ночь, а падение стрелки тока на нулевое значение будет свидетельствовать о завершении зарядки.

Подготовка аккумулятора к зарядке

Методика зарядки батареи

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля предполагает подачу тока недостающего батареи до заполнения 100%  её ёмкости. Для устройств, не поддерживающих автоматический режим несложно провести самостоятельную настройку параметров тока. Такие действия потребуют периодического контроля и некоторой корректировки характеристик зарядного устройства. Чтобы понять, как заряжать автомобильный аккумулятор, следует рассмотреть способы зарядки, которые могут быть:

  • На основе постоянного тока;
  • На основе постоянного напряжения.

При зарядке постоянным током следует задать силу тока, равную 10% от её ёмкости. Следовательно, для акб с ёмкостью  80А/ч потребуется сила тока в 8 ампер. Эти показатели необходимо выдерживать на протяжении всего цикла восстановления, что потребует периодической проверки и корректировки напряжения зарядки. Для обслуживаемых моделей признаком завершения первого этапа зарядки будет газообразование, а показатель тока гелевых акб должен достигнуть 14 вольт. Далее следует вдвое снизить силу тока и продолжить зарядку пока напряжение не поднимется до 15 вольт. После чего сила тока опять снижается вдвое.

Удостовериться в правильности зарядки аккумулятора автомобиля и достижения показателя в 100% не представляет сложностей. Для такого контроля в течение 2 часов отслеживаются параметры напряжения и силы тока. Их неизменное значение и будет свидетельствовать о завершении зарядки.

Если ток зарядки автомобильного аккумулятора имеет постоянное значение, то придётся определить, сколько времени необходимо для завершения таких процедур. Следует учесть, что чем меньше будет ток, тем лучше восполнится батарея. Чтобы рассчитать зарядку аккумулятора необходимо знать его ёмкость. Производители источников питания рекомендуют устанавливать силу тока в размере 0,1 от ёмкости акб. Следовательно, батарея 80А/ч будет заряжаться током в 8 ампер, а продолжительность зарядки составит стандартные 15 часов.

Зарядка демонтированного аккумулятора

Глубокий разряд аккумулятора

Невнимательность или простой автомобиля с включенными электроприборами способен привести к ситуации, в которой аккумулятор получит глубокий разряд. К сожалению, такая ошибка может повлиять на работоспособность источника питания. Восстановление батареи необходимо начинать с показателей силы тока не более 0.1, от её номинальной ёмкости. Следует использовать по возможности меньшую силу тока, увеличив время зарядки устройства до 24 часов.

Такие нормы отчасти касаются и нового аккумулятора, только зарядка акб проводится минимальными токами в течении 2-4 часов. При выполнении полного цикла восстановления будет гореть зелёный индикатор зарядки аккумулятора, а напряжение на клеммах составит 16,2 вольт.

Выбор зарядного устройства

Среди различных моделей зарядных приборов определяющим остаётся их принцип работы. Всем знакомы трансформаторные устройства, которые характеризуются большим весом и габаритами. На смену им пришили импульсные приборы, которые лишены громоздких деталей. Для гелевых батарей импульсная технология является более щадящей, хотя они хорошо работают с любым зарядным устройством.

Зарядное устройство с кабелями

При восстановлении показателей тока кислотной батареи можно заметить, как аккумулятор кипит при зарядке и такое его состояние вполне допустимо. Кипение электролита может происходить при использовании зу любого типа и является признаком работоспособности банок. Появление пузырьков газа должно быть во всех банках, что будет свидетельствовать о завершении зарядки.

Любое зарядное устройство позволяет восполнить запас электроэнергии аккумулятора независимо от его типа и мощности. Для упрощения этого процесса существуют автоматические приборы, способные точно вычислить время и эффективный метод зарядки. Такие устройства позволяют исключить все расчёты, и провести обычную или форсированную зарядку. Бережное отношение к аккумуляторной батарее и своевременная подзарядка продлят её срок службы, что позволит сосредоточиться на вождении.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Что есть цикл заряда/розряда батареи ?

Цикл - один раз зарядить и полностью разрядить. Количество циклов указывается примерное. Махинации с зарядкой если и приведут к увеличению срока службы, то ненамного...

Недозаряд, так же и перезаряд батареи, скажется на уменьшении срока службы. Циклом считается полный заряд и полный (но не глубокий) разряд.

Полный заряд/разряд есть цикл, если элемент NiCd то такие эксперементы с не полными зарядками/разрядками быстро выведут его из строя (Эффект памяти) , с другими элементами Ni-MH, Li-ion дела обстоят куда проще.

Полный цикл заряда/разряда - это полная зарядка и полная разрядка.

Человек задал вопрос о том, является ли частичный заряд-разряд единицей/циклом! Ответ никто не дал!

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *