Тихоходный ветрогенератор - преимущества и недостатки
Это установка, использующая силу ветра для производства электрической энергии. Как правило, ветрогенераторы выполнены из колонны и лопастей.
Краткая характеристика
Тихоходным считается генератор, работающий от силы ветра, если лопасти вращаются вдоль горизонтальной оси. Достижению низкой скорости способствует высокое число крыльев. КПД моделей редко превышает 40%.

Тихоходные ветрогенераторы относятся к малошумному виду, их чаще всего устанавливают вблизи домов и офисов, лопасти вращаются медленно и не раздражают окружающих
Для стабильной работы требуется ветер средней величины. Грамотно собранное устройство способно осветить участок, затрачивающий до 2 кВт в час, если погодные условия благоволят нормальному вращению.
Устройство
В основе тихоходной машины лежит низковольтовый мотор на константных магнитах. Они обладают низким порогом вращения, с которого начинается производство тока. Качественному устройству достаточно 300-500 оборотов в минуту. Поскольку конструкция тихоходна, необходим редуктор-мультипликатор. Требуемое соотношение — 1:12, но лучше 1:15. В таком случае 20 оборотов лопастей обернутся в 300, чего хватает для производства тока.

Моторы на константных магнитах
В некоторых устройствах мотор заменяют автогенератором, что увеличивает необходимую частоту вращения. Для этого устанавливается мультипликатор с большим соотношением. Его работа провоцирует постепенное ослабление работоспособности из-за износа.

Редукторы и мультипликаторы служат для понижения скорости вращения колеса ветрогенератора, и с помощью них можно менять положение плоскости вращения
Тихоходные ветряки используют в местах со слабым ветром(отмеченных на ветряной карте желто-зеленым), если потребность в токе не превышает 3 кВт в час.
Лопасти
Правильное устройство имеет переменный профиль, а размах его крыльев составляет не менее 2 метров. Производство трудоемко, требовательно к правильности расчетов и подвергается большому количеству испытаний перед использованием. Подобные лопасти способны развить необходимую скорость, добывая энергию.

По причине применения редукторов, мультипликаторов внешний вид и расположение лопастей может быть любым, поэтому инженеры пытаются подобрать оптимальные конструкции с максимальным КПД
Самостоятельным производством лопастей заниматься не следует. При желании опробовать, используйте толстостенную трубу из пластика. Диаметр должен быть достаточным для изготовления полноценной лопасти. Перед началом работ проведите расчеты, основываясь на желаемой мощности ветрогенератора. Хорошо выполненное устройство способно развить до 300-400 Ватт в час, чего будет достаточно для освещения нескольких комнат в частном доме.
Генератор
Выбор генератора зависит от возможной скорости вращения. Для тихоходных установок достаточно мотора на постоянных магнитах. В зависимости от скорости, используется мультипликатор. Он позволяет умножить каждый оборот на коэффициент, что сокращает время, затрачиваемое на начало производства.

Генератор для тихоходного ветрогенератора выбирается исходя из требуемого потребления объекта с учетом КПД и запаса мощности
Для долговечности ротора используют специальный промежуточный вал. В него встроен подшипник, стабилизирующий опору. Передача энергии от лопастей к ротору передается механическим путем. Качественная деталь позволяет валу незначительно изменять свое положение, что уменьшает износ. Хороший подшипник — двухрядный, желательно самоустанавливающийся. Трёхрядный лучше, но дороже.
Аварийный флюгер
Устройство позволяет спасти ветрогенератор в ураганную погоду. Сильный ветер растягивает пружину, заставляя ротор изменить положение. Постепенно он ложится вдоль потока воздуха, потеряв обороты. Подобное невозможно при ветре, направленном строго параллельно земле, что встречается довольно редко.

Аварийный флюгер необходим ветрогенераторам для предотвращения разрушения в случаях ураганного ветра
Поэтому для защиты устройства используют аварийный флюгер. С его помощью определяется необходимость отключения ротора от системы. Ураган способен полностью разрушить ветрогенератор. Поэтому и применяют флюгеры — с их помощью есть возможность сохранить основу, в худшем случае потеряв лопасти.

Тихоходные модели ветрогенераторов выдерживают большие порывы ветра, однако, у них есть пределы, и поэтому необходимо предусмотреть защиту лопастей
В промышленных ветрогенераторах используется электронная система контроля за погодными условиями. Шаг лопастей контролируется автоматически — это позволяет защитить устройство. К тому же, в подобных системах крылья сделаны из прочных композитных материалов.
Токосъемник
Устройство находится на вершине мачты и требует регулярной чистки. Для этого придется обзавестись длинной стремянкой.
Также существует вариант укладывать ветряк на землю, производить работы по очищению, а затем вновь поднимать. Это кропотливо и трудоемко, но необходимо.

Токосъемники для ветрогенератора
Промышленные устройства имеют большие габариты, поэтому лестница наверх располагается внутри мачты.
Размещение тихоходного ветрогенератора
В участок земли ставят небольшой фундамент, в котором закрепляют мачту. Рядом с башней, у подножия, располагают силовой шкаф. На вершине устанавливают поворотный механизм, на него гондолу. Внутри последней находятся анемометр, генератор, трансмиссия и тормоза. К гондоле прикрепляют колпак ротора, в который воткнуты лопасти. К каждому крылу подключают систему, автоматически регулирующую шаг.

Установка тихоходного ветрогенератора начинается с фундамента и установки мачты
Окончив установку генератора, монтируют системы защиты от молний и передачи информации о работе, а также обтекатель и механизм пожаротушения.
Тихоходный ветрогенератор — устройство, способное обеспечить электричеством загородный участок. Использование оправдано в местностях со слабым ветром.
tcip.ru
как сделать своими руками тихоходное устройство, его преимущества и недостатки
Генератор для ветряка из автогенератора
Генератор является таким же основным элементом ветряка, как и крыльчатка. Если лопасти рабочего колеса преобразуют энергию ветра во вращательное движение, то генератор вращение превращает в электроэнергию. Его конструкция и возможности определяют производительность и мощность установки, способность работы на слабых потоках ветра.
При изготовлении ветряков вопрос об использовании самодельного или готового генератора встает практически всегда. Чаще всего к решению подходят комбинированным способом — используют готовый автомобильный генератор, иногда без конструктивных изменений, но чаще всего — с некоторыми доработками, повышающими чувствительность или выходную мощность.
Автомобильные генераторы представляют собой готовые устройства, созданные для выработки электрического тока заданного напряжения. Оно постоянно на выходе, что обеспечивает стабилизатор (регулятор) напряжения, удерживающий значения в узких рамках. Единственная особенность, требующая вмешательства, это режим работы — автомобильные генераторы приводятся от двигателя и работают на больших скоростях.
Причем, скорость вращения двигателя автомобиля не постоянна, она меняется на протяжении всего времени работы в значительных пределах — от 800 об/мин до 6000 об/мин, а иногда и больше. Кроме того, автомобильный генератор имеет предел по силе тока, превысить который устройство не сможет ни при каких обстоятельствах.
КПД автогенераторов не превышает 60%, что объясняется наличием потерь в конструкционных узлах, расходом энергии на токи Фуко. Чем выше общая мощность устройства, тем выше его КПД. Производится переменный ток, который преобразуется в постоянный при помощи диодного выпрямителя.
Преимущества и недостатки
Использование автомобильного генератора как элемента ветроэлектростанции дает существенные преимущества:
- Имеется готовый генератор, который может использоваться без вмешательства в конструкцию или с некоторой модернизацией.
- Автомобильный генератор выдает стабильное напряжение, что важно для ветряков с их постоянно меняющейся скоростью вращения.
- Используется стандартное оборудование, доступное и не нуждающееся во вмешательстве в конструкцию.
- Автомобильные генераторы широко распространены, что делает их ремонтопригодными и доступными для замены при необходимости.
Наряду с достоинствами имеются и некоторые недостатки:
- Автомобильный генератор нуждается в высокой скорости вращения, что требует использования повышающего редуктора или изменений в конструкции устройства.
- Ресурс автомобильного генератора ограничен примерно 4000 часами работы (в среднем). Даже новый генератор не выдержит и года непрерывной работы и потребует ремонта.
- Система возбуждения некоторых генераторов требует подачи напряжения на катушку, что вынуждает изменять конструкцию и устанавливать постоянные магниты.
Несмотря на имеющиеся недостатки, автомобильный генератор считается оптимальным вариантом, возможным при самостоятельном создании ветроэлектростанции.

Как сделать своими руками?
Изготовление ветрогенератора складывается из двух основных этапов:
- Создание вращающегося ротора с лопастями.
- Изготовление или модернизация генератора, приводимого во вращение крыльчаткой.
Изготовление крыльчатки требует отдельного подробного описания, так как существует масса вариантов конструкции, выбор наиболее подходящего из них требует определенных познаний и опыта.
Изготовление генератора своими руками требует четкого знания принципа работы устройства, обладания навыками, материалами и необходимыми инструментами. Для ускорения процесса и получения более качественного результата надо использовать готовое устройство, нуждающееся в небольших вмешательствах в конструкцию. Это поможет сэкономить время, усилия и получить устройство с заранее известными параметрами.
Обычным изменением, которое приходится вносить в конструкцию генератора, является установка постоянных неодимовых магнитов вместо обмотки возбуждения. Этот вариант создает возможность самовозбуждения и повышает производительность генератора, но нередко создает эффект залипания, затрудняющий старт вращения ротора.
Также часто изменяют число витков обмотки, индуцирующей ток. Таким образом повышается чувствительность устройства, создается возможность генерации тока на низких скоростях вращения. Примечательно, что все переделки производятся достаточно просто и не требуют глубокого вмешательства в конструкцию. Меняется количество витков и толщина провода обмотки.
Тихоходный генератор
Наиболее предпочтительна конструкция генератора, способного производить ток при малых оборотах. Скорость ветра в регионах России в большинстве средняя и низкая, создать номинальную скорость вращения для автомобильного генератора чрезвычайно сложно. Потребуется установка повышающего редуктора, который будет существенно уменьшать чувствительность.
Вариантов решения вопроса может быть несколько:
- Модернизация автомобильного генератора.
- Использование магнето в качестве основы для создания генератора.
- Создание быстроходного ротора, способного обеспечить необходимый режим работы генератора.
Первый вариант используется чаще всех в силу своей простоты и доступности, хотя изменения, вносимые в конструкцию, требуют использования производственного оборудования (токарный станок), приобретения супермагнитов (неодимовых) и изменения числа витков обмотки статора.

Применение магнето вызывает немало споров, хотя причиной для них становится неподготовленность. Конструкция магнето позволяет создать производительный и относительно тихоходный генератор, требуется лишь изменить параметры трансформатора на соответствующие режиму вращения имеющегося ветряка.
Изготовление быстроходных крыльчаток возможно при наличии естественных условий — наличие достаточно сильных и ровных ветров в регионе. Такое имеется не везде, в большинстве районов ветра слабые и имеют эпизодический характер.
Ветрогенератор из тракторного генератора Г-700
Тракторный генератор Г-700 имеет следующие номинальные параметры:
- Напряжение — 14 В.
- Сила тока — до 50 А.
- Скорость вращения — 5000 об/мин (номинальная), 6000 об/мин (максимальная).
Ротор ветряка не сможет обеспечить такую частоту вращения, поэтому потребуется перемотать обмотку статора для того, чтобы обеспечить нужную производительность при низкой скорости вращения. Для этого надо использовать более тонкий провод, чтобы увеличить число витков в катушках. Обычно используется провод толщиной 0,8 мм, число витков делается максимальным, сколько сможет вместить корпус статора. Обычно делается не менее 80 витков.
Катушка возбуждения также подлежит доработке. Обмотка перематывается таким же проводом, добавляется до 250 витков. В результате получается устройство практически с исходными параметрами, но способное работать на низких скоростях вращения.
После доработки генератор устанавливается на ротор ветряка, испытывается на производительность и чувствительность в рабочем режиме. При необходимости параметры обмоток могут быть изменены, оптимальный режим находится опытным путем на основании эксплуатационных показателей.
Ветряк из автогенератора от бычка
Неплохие результаты показывает автомобильный генератор от грузовика «Бычок». Понадобится перемотать обмотку статора проводом 0,6 мм (получено опытным путем), для трехфазной обмотки понадобится около 90 витков на каждую катушку, всего 18 шт.
Ротор генератора подлежит некоторой доработке — на токарном станке стачивается толщина (диаметр) для того, чтобы получить пространство под неодимовые магниты. Исследования показывают, что наилучший результат достигается при большом числе магнитов.
При этом, необходимо избегать сильного залипания, что можно регулировать увеличением расстояния от магнитов до сердечников статора. Имеется возможность добиться минимального залипания при максимальном выходном напряжении, что потребует некоторых затрат времени, по поможет получить оптимальных результатов.
Подготовленный генератор устанавливается на ветряк, присоединяется к крыльчатке и тестируется на практике.
Инструкция по сбору и установке
После перемотки или установки неодимовых магнитов генератор собирается обычным образом. Гайки на соединительных элементах надежно затягивают, исключая возможность расшатывания собранной конструкции. Провода качественно изолируют, по возможности помещают в гофрированную трубу. Снаружи корпус генератора неплохо защитить корпусом, в качестве которого можно использовать отрезок полипропиленовой трубы с заглушками, в которых проделаны соответствующие отверстия.
Монтаж устройства к ветряку производится согласно выбранной конструкции. Поскольку оптимальным способом является непосредственная установка крыльчатки на вал генератора, следует заранее предусмотреть способ крепления и изоляции от атмосферной влаги. В идеале вращающиеся части должны быть надежно закрыты от доступа внешнего воздуха, что предотвратит появление коррозии, обледенение, появление пылевых наносов.
Оптимальным способом монтажа принято считать фиксацию на опорной штанге при помощи хомутов. Такой вариант не нуждается в использовании крепежных болтов, опасных из-за возможности появления ржавчины и сложностей при ремонте. Проблемы, возникшие с хомутами, решить намного проще – их всегда можно срезать и заменить новыми.
Иногда приходится использовать соединительную муфту. Она устанавливается как переходный элемент с вала ротора ветряка на вал генератора, установленных соосно. Требуется точное соблюдение размеров и прочность крепления муфты, иначе передача вращения прекратится или будет происходить с большими потерями.
Рекомендуемые товары
energo.house
Тихоходный ветрогенератор своими руками из автомобильного генератора
Ветрогенератор, изготовленный из автомобильного генератора, может помочь в ситуации, когда в частном доме нет возможности подключения к линии электропередачи. Либо послужит вспомогательным источником альтернативной энергии. Такое устройство можно сделать своими руками из подручных материалов, используя наработки народных умельцев. Фото и видео продемонстрируют процесс создания самодельной ветровой установки.
Конструкция ветрогенератора
Существует огромное видовое разнообразие ветрогенераторов и чертежей их изготовления. Но любая конструкция включает в себя следующие обязательные элементы:
- генератор;
- лопасти;
- накопительная батарея;
- мачта;
- электронный блок.
Обладая некоторыми навыками, можно смастерить ветрогенератор своими руками
Кроме этого, необходимо заранее продумать систему управления и распределения электроэнергии, начертить схему монтажа.
Ветровое колесо
Лопасти, пожалуй, самая важная часть ветрогенератора. От конструкции будет зависеть работа остальных узлов устройства. Изготавливают их из разных материалов. Даже из пластиковой канализационной трубы. Лопасти из трубы просты в изготовлении, стоят дёшево и не подвержены воздействию влаги. Порядок изготовления ветроколеса следующий:
- Необходимо рассчитать длину лопасти. Диаметр трубы должен быть равен 1/5 от общего метража. К примеру, если лопасть будет метровая, то подойдёт труба диаметром 20 см.
- Разрезаем трубу лобзиком вдоль на 4 части.
- Из одной части изготавливаем крыло, которое послужит шаблоном для вырезания последующих лопастников.
- Заусенца на краях сглаживаем абразивом.
- Лопасти фиксируют к алюминиевому диску с приваренными полосами для крепления.
- Далее к этому диску прикручивается генератор.
Лопасти для ветрового колеса
После сборки ветроколесо нуждается в балансировке. Его закрепляют на штативе горизонтально. Операцию проводят в закрытом от ветра помещении. В случае правильно проведённой балансировки колесо не должно двигаться. Если же лопасти вращаются сами, то их требуется подточить до придания равновесия всей конструкции.
Только после успешного завершения данной процедуры следует перейти к проверке точности вращения лопастей, они должны крутиться в одной плоскости без перекоса. Допускается погрешность в 2 мм.
Схема сборки генератора
Мачта
Для изготовления мачты подойдёт старая водопроводная труба диаметром не менее 15 см, длиной около 7 м. Если в пределах 30 м от предполагаемого места монтажа есть постройки, то высоту конструкции корректируют в сторону увеличения. Для эффективной работы ветроустановки лопастник поднимают выше препятствия минимум на 1 м.
Основание мачты и колышки для закрепления растяжек бетонируют. К кольям приваривают хомуты с болтами. Для растяжек применяют оцинкованный 6 мм трос.
Совет. Собранная мачта обладает немалым весом, при ручной установке понадобится противовес из трубы с грузом.
Переделка генератора
Для изготовления генератора ветряка подойдёт генератор от любого автомобиля. Их конструкции схожи между собой, а переделка сводится к перемотке провода статора и изготовлению ротора на неодимовых магнитах. В полюсах ротора высверливаются отверстия для фиксации магнитов. Устанавливают их, чередуя полюса. Ротор оборачивают бумагой, а пустоты между магнитами заливают эпоксидной смолой.
Автомобильный генератор
Таким же способом можно переделать двигатель от старой стиральной машины. Только магниты в этом случае во избежание залипания наклеивают под углом.
Новую обмотку перематывают по катушке на зуб статора. Можно сделать всыпную обмотку, это как кому удобно. Чем больше количество витков, тем эффективнее получится генератор. Мотают катушки в одном направлении по трёхфазной схеме.
Готовый генератор стоит опробовать и измерить данные. Если при 300 оборотах генератор выдаёт порядка 30 вольт, это хороший результат.
Генератор для ветряка из автомобильного генератора
Финальная сборка
Раму генератора сваривают из профильной трубы. Хвост изготавливают из оцинкованной жести. Поворотная ось представляет собой трубку с двумя подшипниками. Генератор крепят к мачте таким образом, чтобы расстояние от лопасти до мачты было не менее 25 см. В целях безопасности для финальной сборки и монтажа мачты стоит выбрать безветренный день. Лопасти под действием сильного ветра могут изогнуться и разбиться о мачту.
Чтобы использовать аккумуляторы для питания техники, которая работает от сети 220 В, потребуется установить инвертор преобразования напряжения. Ёмкость батареи подбирается индивидуально к ветрогенератору. Этот показатель зависит от скорости ветра на местности, мощности подключаемой техники и частоты пользования ею.
Устройство ветрогенератора
Чтобы батарея не вышла из строя от чрезмерной зарядки, понадобится контроллер напряжения. Его можно изготовить самостоятельно, если обладаете достаточными знаниями в электронике, или купить готовый. В продаже имеется множество контролеров для механизмов получения альтернативной энергии.
Совет. Чтобы лопастник не сломался при сильном ветре, устанавливают простое устройство – защитный флюгер.
Обслуживание ветрогенератора
Ветрогенератор, как и любое другое устройство, нуждается в техническом контроле и обслуживании. Для бесперебойной работы ветряка периодически проводят следующие работы.
Схема работы ветрогенератора
- Наибольшего внимания требует токосъёмник. Щётки генератора нуждаются в чистке, смазке и профилактической регулировке раз в два месяца.
- При первых признаках неисправности лопастника (дрожание и разбалансировка колеса) ветрогенератор опускают на землю и ремонтируют.
- Раз в три года металлические детали покрывают антикоррозийной краской.
- Регулярно проверяют крепления и натяжение тросов.
Теперь, когда установка окончена, можно подключать приборы и пользоваться электроэнергией. По крайней мере, пока ветрено.
Генератор для ветряка своими руками: видео
Ветрогенератор для частного дома: фото
thewalls.ru
Тихоходный генератор. - Безумные идеи
Насколько я понял - имеется ввиду генератор с коммутацией магнитного потока.Такие стоят в некоторых радиовзрывателях.
Генератор как в автомобиле.
катушки индукции
Катушка индуктивности.
сила ампераж тока
Сила тока это и есть ампераж на жаргоне.
якорь статора
Якорь и статор в синхронной машине - это одно и то же.
обмотка индукции
Я таких еще не видел. Обмотка - это часть катушки индуктивности.
много полюсным
многополюсный - это одно слово.
катушки и являют собой полюса по пересечении которых магнит создаёт электромагнитную индукцию
Электромагнитная индукция - это магнитный поток, который создается током в катушке индуктивности, проходя мимо другой катушки катушка с током или постоянный магнит наводит в этой другой катушке магнитный поток, который, в свою очередь, и наводит в обмотке другой катушки ток, пропорциональный магнитному потоку первой катушки, поскольку первая катушка сначала приближается, а потом удаляется от второй катушки ток во второй катушке является переменным. Первая катушка называется катушкой возбуждения и является частью индуктора, а вторая катушка - это секция или катушка якорной обмотки.
Slonopotam7, вы уж меня извините, но если вы объясняете как устроена синхронная машина или еще что-нибудь, то делайте это корректно и правильно применяйте узкоспециализированные термины.
Автору темы. Тут правильно заметили, что скорость катушки возбуждения или возбуждающего магнита должна быть большой и если обороты низкие, то диаметр индуктора должен быть значительным, это снизит К.П.Д. Из этого вопрос, как вы собираетесь обеспечивать привод и стабилизировать постоянство приложенной к генератору мощности ? Или вы собираетесь делать систему с накоплением энергии ? Во втором случае постоянный магнит неприемлем поскольку придется делать генератор с регулировкой выходных параметров, а значит необходимо иметь возможность регулирования возбуждения и иметь запас по мощности.
Изменено пользователем Vadymwww.chipmaker.ru
Мощный ветродуй своими руками. Тихоходный ветрогенератор своими руками из автомобильного генератора
Цена на электроэнергию неизменно растёт и, естественно, каждый хозяин старается оптимизировать расходы на её оплату. Здесь все средства хороши - начиная от средств экономии, техники с низким индексом потребления энергии, энергосберегающих ламп, и заканчивая использование многотарифных счётчиков электричества. Тем не менее, всегда останется заманчивой перспектива получения электричества не от государства, а от природы. Одним из самых эффективных подобных устройств остаётся ветрогенератор, который используется на Западе уже фактически наравне, а то и более широко, чем классические ТЭС или АЭС.
Цена и эффективность генератора
Естественно, самым практичным решением для получения электричества из энергии ветра, станет мощное устройство, способное вырабатывать необходимое количество энергии для обеспечения потребителей во всем доме. Ветрогенераторы своими руками на 220В могут быть разной мощности и мы рассмотрим принципы изготовления каждого возможного устройства из того, что может оказаться под руками у каждого рачительного хозяина.
Но для начала стоит провести хотя бы предварительный расчёт ветрогенератора и его рентабельности. К примеру, бытовой прибор на 800 кВт российской сборки обойдётся в полторы тысячи долларов США за один киловатт. Дорого. Китайская продукция, не отличающаяся надёжностью и точностью номиналов выльется в $900 за 1кВт. Тоже дорого. Заметьте, что это только сам генератор, без периферийного оборудования. Это фактически неподъемная цена для частника, поэтому постараемся использовать все, что есть под руками и сделать собственную автономную систему.
Как определиться с мощностью ветряка
Расчёт мощности ветрогенератора - это сложный и трудоёмкий процесс, который применим к определённому генератору-исходнику. Самый простой вариант - задействовать динамо-машину от трактора или автомобиля. Такое устройство фактически не требует доработок и может применяться в системе энергообеспечения «как есть». Безусловно, можно долго разговаривать об устройствах на неодимовых магнитах, только, к примеру, в деревне Архиповка Орловской области их не было в жизни и не будет никогда, а списанных тракторов - тьма.
Самый важный показатель любого генератора - это его КПД. К сожалению, у автотракторного устройства он не слишком высок. У неодимового генератора он может достигать 80%, а у нашего - не более 55-60%, но и с этими данными, без дополнительных доработок устройство может выдавать около 300 Вт. Это немного, но вполне достаточно, чтобы обеспечить электричеством постоянного тока светодиодные светильники, системы видеонаблюдения, а при условии применения преобразователя тока, телевизор с низким классом энергопотребления, однокам
tileinfo.ru
особенности генераторов и их сборка своими руками
Уверенный рост ветроэнергетики
Ветроэнергетика активно развивается. Появляются новые, производительные и мощные установки, способные вырабатывать большее, чем раньше, количество энергии. Не менее плотно ведутся разработки новых моделей небольших ветряков, позволяющих обеспечить отдельные домовладения, усадьбы, небольшие фермы.
Такой уверенный рост ветроэнергетики демонстрирует в зарубежных странах — в Китае, США, странах Европы. Россия в этом отношении значительно отстает от соседних государств. Рассмотрим причины такого отставания и варианты их преодоления.
Метеорологическая обстановка в регионах России
Большинство регионов России имеют географическое расположение в глубине континента. Особенности положения на местности определяют метеорологическую обстановку, которая свидетельствует о преобладании слабых и умеренных ветров. Такая ситуация не в состоянии способствовать развитию ветроэнергетики, во всяком случае — в промышленных масштабах.
По этой же причине, а также из-за обилия других, более привлекательных возможностей, в свое время было отдано предпочтение гидроэнергетике, ставшей традиционным видом выработки энергии для России.
Актуальность использования ветрогенераторов для нашей страны невелика и концентрируется, в основном, в южных и степных регионах, в отдаленных участках страны. В промышленных масштабах вырабатывать энергию таким способом малоэффективно, так как мощность ВЭС не может пока соперничать с самой небольшой ГЭС. Кроме того, ветер, хоть и бесплатный, неиссякаемый источник энергии, но слишком нестабильный и способный попросту исчезать на некоторое время.
Для энергетики государственных масштабов такая ситуация не годится, поэтому развитие ветроэнергетики в России пойдет по другому сценарию.
Наиболее актуальной проблемой для страны является общая изношенность электросетей и отсутствие возможности подключения, наблюдающаяся не только в отдаленных, но и во многих центральных регионах России.
Поэтому главным направлением, которое проявилось стихийным образом и уверенно растет, становится использование ветрогенераторов для обеспечения энергией небольших участков или групп потребителей — отдельных домов, небольших фермерских хозяйств, групп потребителей в масштабах нескольких домовладений.
Основная проблема, возникшая при этом — неплатежеспособность населения, ограничивающая приобретение готовых установок заводского производства. Равновесие достигается за счет широко распространившегося самостоятельного изготовления ветрогенераторов, способных выполнять свои функции на достаточно высоком уровне, но обходящихся своим владельцам в неизмеримо меньшие суммы.

Как использовать энергию слабых ветров?
Использование слабых потоков ветра может вестись по двум направлениям:
- применение конструктивно отличающихся от распространенных образцов устройств
- использование более производительных генераторов, способных вырабатывать достаточное количество энергии на низких скоростях вращения
Практика показывает, что вести поиск следует по обоим направлениям. Разработка новых вариантов крыльчатки, способной уверенно вращаться на слабых потоках, ведется постоянно, и уже имеется немало опытных образцов, демонстрирующих вполне удачные результаты.
Не менее активно ведутся разработки производительных генераторов, дающих возможность использовать слабые ветра как источник энергии. Так, аксиальные генераторы на неодимовых магнитах дают большой эффект и позволяют получать неплохое количество энергии. Некоторые мастера отмечают возникающую необходимость ограничивать возможность ускорения вращения ротора, т.е. нужна стабильность движения.
Варианты ротора, способные к эффективной работе на слабых ветрах, известны уже не первое десятилетие. В настоящее время могут быть использованы конструкции Третьякова, Онипко, высокой эффективностью отличаются парусные ветротурбины. Комплексный подход к модернизации конструкции ветрогенераторов, когда одновременно подвергаются модификации и крыльчатка, и генератор, дает положительный результат.
Ситуацию в некоторой степени осложняет неофициальный характер производимых работ. Если изобретатель захочет поделиться с общественностью своими находками, то все о них узнают, но если он не сочтет нужным обнародовать свои изыскания, то информация станет закрытой от обсуждения и осмысливания.

Что представляет собой тихоходный ветряк?
Большинство вариантов тихоходных ветряков представляют собой модифицированные образцы базовых типов крыльчатки. Используются горизонтальные виды, имеющие большую эффективность, но нуждающиеся в подъеме на достаточно большую высоту.
Для тех, кто не имеет возможности пользоваться высокими мачтами, оптимальным вариантом становится использование вертикальных конструкций ротора. Они не способны к вращению на высоких скоростях, что как раз и требуется в сложившейся ситуации. При этом, возможности, демонстрируемые вертикальными конструкциями, подтверждают реальность вращения при скорости ветра от 2 или даже 1,4 м/с.
Роторные вертикальные образцы не требовательны к выбору положения относительно потока, поэтому могут эффективно использоваться на относительно небольшом удалении от поверхности земли. Возникающая турбулентность, снижающая работоспособность горизонтальных устройств, для вертикальных конструкций не страшна и воспринимается ими как обычные потока ветра. Простота и надежность вертикальных конструкций снискали заслуженную популярность среди самодеятельных конструкторов.
Особенности генераторов для тихоходных устройств
Генераторы, используемые для тихоходных образцов ветряка, представляют собой либо готовые устройства с увеличенной чувствительностью и производительностью, либо самостоятельно созданные аксиальные конструкции на мощных неодимовых магнитах. Широко используются модификации магнето, способных вырабатывать большие напряжения при малых воздействиях.
Для эффективной работы нужен достаточно большой диаметр аксиального генератора. Он может обеспечить высокую линейную скорость неодимовых магнитов при малом количестве оборотов. Возможности экспериментирования с размерами практически неограничены, но следует учитывать, что при возрастании скорости ветра такой генератор выдаст напряжение, намного превышающее возможности сопутствующего оборудования. В частности, аккумуляторные батареи не переносят резких скачков напряжения при зарядке и могут выкипеть.
Сборка своими руками
Аксиальные конструкции, созданные самостоятельно, представляют собой два диска, являющихся ротором (вращающимся вокруг оси) и статором (установленным неподвижно). Неодимовые магниты наклеиваются по внешнему диаметру круга с чередованием полярности, общее число магнитов должно быть четным, чтобы не сбивался порядок чередования полюсов.
На статоре наклеены обмотки, число которых должно быть кратно 3 (для трехфазных установок). Зазор между дисками должен обеспечивать максимальное взаимодействие магнитного поля с витками обмоток, что регулируется упорным подшипником с набором шайб, уложенных между дисками.
Для защиты устройства от пыли, влаги или иных воздействий, магниты и обмотки заливаются сплошным слоем эпоксидной смолы, превращаясь в два плоских диска. Такая форма облегчает возможности регулировки зазора и исключает возможность прикосновения элементов друг к другу. Облегчается устранение залипаний, настройка величины сопротивления катушек при прохождении над ними магнитов.
Рекомендуемые товары
energo.house
Низкооборотный генератор для ветряка - Автономное энергообеспечение
Добрый день
давно есть идея построить ветрогенератор, конечно не для промышленных масштабов а так для декоративной подсветки на фазенде,
вобщемто конструкция не сложная и можно сделать из подручных материалов, а вот само сердце конструкции никак не могу подобрать, в сети много разных материалов по постройки ветряков, если брать самодельные варианты то это на постоянных магнитах и катушки между ними, получается громоздко и геморойно в изготовлении, переделка асинхронников тоже связана с некоторыми трудностями, автомобильный генератор требует возбуждения и достаточно больших оборотов
жаль что промышленность не выпускает ничего подобного в законченном виде пригодного для конечного использования без переделок
была мысль использовать шаговый двигатель, он как раз подходит, низкое сопротивление вращения без нагрузки и хорошие характеристики на низких оборотах, но мне доставались только небольшие моторы которых недостаточно чтобы сделать чтото более или менее пригодное для зарядки аккумулятора
в целях эксперимента сделал простенький ветрячок с мотором от принтера, при ветре 2-4 м\с зажигает 4 светодиода до полной яркости, а если их разместить на лопостях то получается очень симпатично
так вот и возникла мысль переделать обычный автомобильный генератор по принципу шагового двигателя, тоесть заменить индукционный магнит на постоянные магниты, для этого нужно изготовить другой якорь и вставить в него неодимовые магниты, вот только осталось разобраться как именно нужно разместить магниты, какие по форме в какой последовательности и геометрически, по трудозатратам это вроде не так сложно
кто что подскажет в этом направлении
Изменено пользователем tank581www.chipmaker.ru